Этические предпосылки науки "деловое общение" складывались на протяжении многих веков. Именно в русле этического знания, развития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. История этической мысли разнообразна и противоречива. Ее противоположные взгляды, отражающие борьбу философских учений были представлены в истории этики общения различных школ и направлений. Здесь рассмотрены учения по предложенной проблематике, при этом старались учесть все ценное, рациональное, что было достигнуто в данной области на основе анализа учений наиболее ярких представителей античности, средневековья и нового времени. Конфуций (551—479 до н.э.) Главное место в отношениях между людьми Конфуций отводит человеколюбию. Называя лицемерие врагом добродетели, Конфуций призывает в общении с людьми, соблюдать меру: проявлять строгость без жестокости, а компромисс без лицемерия. Также Конфуций обращал свое внимание на нравственные качества человека, такие, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных вобществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок в обществе[5]. Концепция компромисса, предложенная Конфуцием, - это один из источников современной теории компромисса в деловых отношениях Древнегреческий философ Сократ (469—339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой, рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека [9]. Ученик Сократа Платон (427—347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на справедливости, рассудительности, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он размышлял о способах ведения беседы, диалогах разных собеседников, именно в диалогах Платона впервые рождается диалектическое искусство общения. Также он показал зависимость мышления людей от характера и содержания их общения Заслуживают внимания взгляды Платона на осознанные и неосознанные мотивы поведения людей что актуально и в настоящее время.[9] На многие свойства личности указывал Аристотель (384—322 до н.э.). Он рассматривал человеческие способности как функции души, рассуждал о чертах характера человека, о его поведении и деятельности. Самообладание, умеренность, скромность, мужество, благоразумие - вот те добродетели, которыми, согласно Аристотелю, руководствуется знающий и мудрый человек в общении с другими людьми. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки[9]. Своей актуальности учение о добродетелях не потеряло и в наши дни. Философ Нового времени голландец Бенедикт Спиноза(1632—1677) подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в так называемых аффектах. Это - любовь, сострадание, гнев, радость, ненависть, ревность, побуждение к чему-либо и т.д. Все это актуально и в наши время. Английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704) пытались показать, что общественная мораль и мораль личностивзаимосвязаны и интересы людей определяют характер общения между ними [11]. Эти идеи получили обоснование в работах французских мыслителей XVIII в. Поля Анри Гольбаха (1723—1789) и Клода Адриана Гельвеция (1715—1771). На обусловленность морали людей их жизненным опытом, указывал Вольтер (1694—1778), отмечая, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества. Актуальны высказывания и Жана Жака Руссо(1712—1778) о роли чувстви естественных инстинктов человека в его поведении. Этой же проблемой занимался немецкий философ Иммануил Кант(1724—1804). Следование долгу в деловых отношениях у Канта приобретает более жесткий характер. Кант исключает использование одним человеком другого в качестве средства для достижения каких-либо целей.[11] Эти положения Канта представляются важными для цивилизованного российского бизнеса и предпринимательства, который в общении с деловыми партнерами стремится все больше ориентироваться на принцип "честь превыше прибыли". Французский мыслитель Габриель Тард (1843—1904) называл науку о функционировании общества "простой социальной психологией" [11]. Г. Тард исходил из того, что в основе деятельности лежит настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия одни подражают другим. Тард рассматривает подражание как усвоение и повторение людьми нового, что появляется в сфере общественной жизни. Подражание представлено как проявление межличностного общения. Тард пишет о подражании осознанном и неосознанном. Последнее проявляется, например, в "подражательном внушении" и в "инстинктивной подражательности социального человека". Он постоянно подчеркивает, что "подражание есть явление социальное". Следует признать наличие элементов подражания как фактор психологической стороны общения и взаимодействия людей [12]. Для понимания стороны межличностного общения представлены работы американских представителей психологического направления в социологии Л. Уорда и Ф.Г. Гиддингса. Лестер Уорд (1841—1913) в своих трудах "Динамическая социология", "Психические факторы цивилизации", "Очерки социологии" раскрывает психологические причины деятельности и поведения людей. Он размышляет о том, что "социальные силы - суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества [13, c 135]. По его мнению, изначальной причиной деятельности любого субъекта выступают его желания.Он характеризовал желания людей как "всепроникающий и весь мир оживляющий принцип... пульс природы, главная причина всякой деятельности"[13, c 90]. Уорд выделяет различные желания, связанные с удовлетворением потребностей людей в пище, тепле, и т.п. Затем формируются другие желания, связанные с творческой деятельностью, свободой а также моральные, эстетические и религиозные. Желания людей порождают их волю, которую Уорд называет "динамическим двигателем общества" [13, c 13]. Желания и воля выступают, по Уорду, какосновные психические факторыцивилизации. Иногда они проявляются стихийно, непроизвольно, и лишь потом осмысливают свои поступки. Уорд пытался решать и такие проблемы психологии деятельности и поведения людей, как "социальное сознание" и "социальная воля", "интуитивное восприятие" и "интуитивный разум", "экономия природы и экономия духа" и т.д. [14]. Все это имеет значение для анализа психологических элементов деятельности и общения людей. Франклин Генри Гиддингс(1855—1931) также обосновывает решающее значение психических факторов во взаимодействии людей и в развитии общества. Этому посвящены его работы "Основания социологии", "Элементы устройства общества" и др. Он характеризует общество как сотоварищество, некую ассоциацию людей, которых скрепляют психологические узы, сознание рода" [4, c 1]. Умственные и нравственные элементы общества, соединяясь в различных сочетаниях, образуют так называемое общее чувство, общее желание, нравственное чувство, общественное мнение и общую волю общества" [4, c 158]. Все это Гиддингс называет "социальным разумом", формирующимся в результате взаимодействия "индивидуальных разумов".[13,c160] Представляет теоретический и практический интерес решение Гиддингсом проблемы взаимодействия личного и формирующегося в рамках ассоциаций группового сознания, в том числе влияния группового сознания - коллективных эмоций, воли и т.д. — на сознание личности[13,c445] Обращает на себя внимание и его анализ "психических отношений"[13, c 447] людей, основанных на их взаимопониманиях, интересах, симпатииях, желаниях и воле. Проблема которую поднимает Гиддингс актуальна по сей день. Многие из высказанных им положений могут способствовать осмыслению сегодняшних проблем общения и взаимодействия людей. Деятельность и общения людей по-своему анализировал итальянский мыслитель Вильфредо Парето(1848—1923). Социальные действия людей он делил на логические и нелогические. Первые -осознаны и логически обоснованы людьми, вторые — неосознанны, инстинктивны, спонтанны. По мнению Парето, неосознанные действия более естественны и присущи людям.Их действия обусловлены психическими состояниями, которые определяют характер их общения между собой. Так же, как Тард и Уорд, он пытался решать проблему законов развития общества, и видел это решение в психологическом содержании действий людей. "Человеческие действия, — утверждает Парето, — имеют закономерный характер и потому мы можем делать их предметом научного исследования" [10, c 1]. Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер развития всех сфер общественной жизни. Исходя из этого, Парето делает вывод, что "чистая экономия должна найти законы явлений, которые могли бы применяться к обществу, где господствует частная собственность, так и к обществу с коллективной собственностью... она должна дать нам возможность предвидеть экономические результаты при какой угодно форме общественного устройства" [10]. Представители психологического направления в социологии обосновали основные положения, которые касаются психической стороны деятельности людей, их межличностных отношений и развития общества. Свой вклад в решение этих проблем внесли также немецкие мыслители Г. Штейнталь, М. Лацарус и Вундт. Хейман Штейнталь (1823-1899) и Мориц Лацарус (1824-1903) опубликовали свои труды в основанном ими журнале "Психология народов и языкознание". В своих работах, в статьях "Вводные рассуждения о психологии народов", "Мысли о народной психологии" они указывали, что существует так называемый "дух народа". В статье "Мысли о народной психологии", переведенной на русский язык, они пишут, что у каждого народа имеется "свой особый склад мыслей и чувств, своя духовная физиономия, называемая "народностью". [6, c 1]. В связи с этим "задача народной психологии" заключается в том, чтобы "познать дух народа, как познала индивидуальная психология дух индивидуума а также открыть законы человеческого духа"[6,c2]. Любой человек, отмечали они, испытывает влияние общества, в котором он живет и в связи с этим влияние "опыта протекших столетий и тысячелетий" и "вполне зависит от них в своих мыслях, чувствах и воле"[6, c 5]. Проявляясь в духовном мире, дух народа формирует их эмоциональный настрой, образ мыслей и волю, — таков вывод, вытекающий из концепции, развиваемой Штейнталем и Лацарусом.Сама проблема влияния духовности народа на духовный мир людей, как и в целом проблема взаимодействия духовной жизни личности и общества, актуальна в настоящее время. Человек выступает как носитель духовности своего народа, выражает национальное самосознание. Необходимость глубокого осмысления данной проблемы определяет актуальность работ этих мыслителей. Свое обоснование этой проблемы предложил Вильгельм Вундт (1832—1920). Он критически подошел к учению Лацаруса и Штейнталя, которые, по его мнению, противопоставляли психологию народов как надиндивидуальную духовную субстанцию индивидуальной психологии. По Вундту, "душа народа всегда состоит из единичных душ"[1, c14] и представляет собой "совокупное содержание душевных переживаний" людей, принадлежащих к тому или иному народу и связанных между собой постоянным "взаимодействием и взаимоотношением" [1, с 21]. При этом формирующийся "общий дух" народа есть "нечто неизмеримо большее, чем сумма индивидов", через сознание которых он проявляется [2,c21]. К основным проблемам психологии народов Вундт относит исследования языка, мифов и обычаев. Он пишет, что эти три области духовной жизни отличаются общезначимым характеромвыраженных в них духовных процессов [1, c 26] и более полно представляют "общий дух" и психический склад тех или иных народов. Вундт считал, что "язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творческого народного духа, но самый этот дух народа" [1, c 35]. При этом он указывал, что общий народный дух проявляется прежде всего в национальном самосознании, ибо "нация является важнейшим из тех концентрических кругов, в которых может развиваться совместная духовная жизнь." [1, c 27] Взгляды Вундта на сущность и проявления "народного духа" и его роли в жизни общества, изложенные в его трудах, итогом которых была его десятитомная "Психология народов", способствуют пониманию многих сегодняшних проблем, в том числе касающихся сути и роли национального самосознания в деятельности людей, их поведении и общении между собой. Не меньшее значение имеют сегодня и его взгляды на сущность и значение морали в решении проблем взаимоотношений личности и общества и межличностных отношений. Решение моральных проблем Вундт органически связывает с решением проблем индивидуальной и общественной психологии, в том числе психологии народов. Он рассматривает этику как науку о нормах поведения людей. При этом он исходит из того, что появлению той или иной социальной нормы, в том числе нравственной, предшествует психологическое восприятие того или иного социального факта, его оценка с точки зрения полезности для человека, для жизни общества. Поскольку данный процесс социально обусловлен, постольку он, по мнению Вундта, выступает как социально-психологический, порождающий общие переживания, восприятия и представления взаимодействующих между собой людей. В основе оценки социальных фактов лежит, по Вундту, человеческая воля. Он исходил из того, что направленность воли людей определяется субъективными и объективными обстоятельствами жизни. Под субъективными обстоятельствами он понимал внутренний мир человека, а под объективными — те обстоятельства, которые "исходят из явлений, данных в обществе и истории" [3]. В своей работе "Принципы нравственности" Вундт характеризует нравственную волю как "субстанциональную силу", проявляющуюся как желание на достижение желаемого результата. Воля индивидуальна, однако, может "принадлежать общей воле", поскольку существует общая направленность воли многих людей. По Вундту, нравственная воля людей должна быть направлена на "общественное благосостояние и прогресс". Следует по достоинству оценить труды этого мыслителя, способствующие глубокому пониманию многих современных проблем, касающихся психического склада больших социальных групп и национальных общностей, взаимодействия общественного и индивидуального сознания, психологии и этики межличностного общения. Этому в определенной степени способствуют и работы теоретиков, исследовавших так называемую психологию масс. Этой проблемы касался Г. Тард в ряде своих работ, в том числе и названных выше. В них он дал характеристику психологических механизмов подражания в массовомсознании, которое происходит на сознательном и подсознательном уровнях. Подробное обоснование психологии содержится в работах Густава Лебона (1841—1931). В своем фундаментальном труде " Психология народов и масс" он рассматривает сознание "толпы", ее психологические свойства. Он пишет, что "эра толпы" наступает "в переходные периоды развития общества и в то же время нестабильные, когда рушатся элементы одной цивилизации и постепенно утверждаются элементы другой" [7, c 153]. По Лебону, психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. "Сознательная личность исчезает", чувства и мысли людей "принимают одно и то же направление", "Образуется коллективная душа, имеющая временный характер, но представляющая очень определенные черты" [7, c 162-163]. Далее Лебон характеризует эти черты, указывает на импульсивность и раздражительность толпы, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждении и критики, податливость внушению, нетерпимость, авторитарность и консервативность толпы и т.д [7]. Исследования психологии масс, дают немало для пониманияпсихологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью массовых собраний, испытывает на себе их влияние, становиться их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми. Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения, исследованная в работах английского психолога Уильяма Мак-Даугалла(1871—1938). Он доказывал, что "психология не должна сводиться к изучению сознательных процессов". Она должна быть "положительной наукой о человеческом духе во всех его формах и способах проявления [8, c 11]. Изначальной причиной и побудительной силой социального поведения людей он считал их врожденные инстинкты. Размышляя о их природе и роли, он ссылается на работы В. Вундта, который применял термин "инстинкт" к "прочно сложившимся приобретенным навыкам" и к "врожденным специфическим склонностям", а также на работы У. Джеймса, который отводил инстинктам " руководящую роль в определении человеческого поведения и душевных процессов [8, с 17]. Мак-Даугалл определял инстинкт как "наследственное или врожденное психо-физическое предрасположение, которое наделяет того, кто им обладает, способностью воспринимать известные объекты, обращать на них внимание, испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии таких объектов и производить соответственные особые акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним" [8, c 21]. Указывается на познавательную, аффективную и волевую стороны инстинкта. Поясняется это так: "Каждый инстинктивный акт заключает в себе сознание существования какого-нибудь объекта, эмоциональное отношение к последнему и стремление к нему или уклонение от этого объекта" [8, c 19]. Утверждается, что "инстинкты являются первыми двигателями человеческой деятельности" и что "инстинктивные импульсы определяют цель всякой деятельности" [8, c 31-32]. Подробно характеризуется взаимосвязь некоторых "основных инстинктов" и "первичных эмоций человека", в том числе: инстинкта бегства от опасности и эмоции страха; инстинкта любопытства и эмоции удивления; инстинкта драчливости и эмоции гнева; инстинкта самоуничижения и эмоции покорности; родительского инстинкта и эмоции нежности и т.д [8, c 36-60]. Подробный анализ роли инстинктов (затем называл их склонностями) в социальном поведениилюдей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили внимание и другие мыслители. Многие из них стали изучать инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межличностном общении. Речь идет главным образом о психоанализе Зигмунда Фрейда и его последователей. Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют отношение к проблеме межличностного общения, в том числе и этики делового общения.Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика. Литература 1. Вундт,В. Проблемы психологии народов[Текст]:— М., 1912. 2. Вундт,В. Индивидуум и общество. — СПб., 1896. — С. 21 3. Вундт,В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. СПб., 1887 - С. 19. 4. Гиддингс,Ф Г Основания социологии[Текст ]: — Киев-Харьков, 1898. 5. Конфуций.Суждения и беседы[Текст ]: 6. Лацарус и Г. Штейнтал[Текст ]: Мысли о народной психологии. 1905 7. Лебон, Г. Психология народов и масс. — СПб., 1896. 8. Мак-Даугалл, У.[ Текст ]: Основные проблемы социальной психологии 9. Платон. Соб. соч. в 4 т. Т. 1. – М., 1990. Диалоги «Алкивиад 1», «Протагор» 10. Парето, В. Чистая экономия [Текст ]: – Воронеж, 1912 11. Тард, Г Социальная логика. —СПб., 1901 12. Тард, Г. Законы подражания. – СПб., 1892 13. Уорд, Л. Очерки социологии. [ Текст ]: — М., 1901.14.Уорд, Л. Психические факторы цивилизации. — СПб, 1897. — Гл. IX "Философия желаний"