Статья посвящена развитию детского движения. В ней рассматривается вопрос о зарождении и развитии «Российского движения школьников» в г.о. Тольятти. Также раскрыты основные виды воспитательной деятельности, реализуемых в данном объединении. Представлен опыт реализации РДШ в различных школах г. Тольятти. Ключевые слова: воспитание, детско-юношеская организация, Российское движение школьников, детские движения, направления деятельности РДШ. Важной стороной развития молодого поколения является воспитательный процесс, в котором большое влияние оказывают государство, гражданское общество и семья. Существуют различные мнения на определение процесса воспитания, но все сходятся в единое понимание, что воспитание является неотъемлемым механизмом становления личности. Отечественные педагоги М.И. Рожкова и Л.В. Байбародовой, с педагогической точки зрения, определяли воспитание как педагогический элемент социализации, предполагающий направленные действия по формированию условий для развития личности [1]. Современная система дополнительного образования в 21 веке активно включается в процесс воспитательной работы и дает возможность включаться в самостоятельную деятельность, целенаправленную на формирование и саморазвитие личности, включая ее в процесс социализации на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей. Виды воспитательной деятельности рассмотрены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [3], включая в себя: - экологическое воспитание; - физическое развитие и культуру здоровья; - трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; - духовно-нравственное развитие; - гражданское и патриотическое воспитание. Важная роль в сфере воспитания отводится поддержке общественных объединений. Содействие общественным объединениям является важным механизмом в воспитании подрастающего поколения, создает особую среду для привлечения обучающегося в социально-значимую деятельность. По нашему мнению, актуальным является образование общественно-государственных организаций, которые решают важные социальные вопросы. Наглядным примером может стать Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация РДШ[2]. РДШ образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»» [4]. В основе РДШ лежит деятельность, которая включает в себя: - «Личностное развитие» - творческая деятельность, агитация и ведение здорового образа жизни и спорта, самоопределение в будущей профессии. - «Гражданскую активность» - исследовательская деятельность в области изучения истории России и родного края, добровольчество, участие в создании и поддержка школьных музеев. - «Информационно-медийное направление» - молодежная редакция, оформление школьных газет, радио и телевидения, деятельность в соц.сетях, подготовка дискуссионной площадки. - «Военно-патриотическое направление» - юные казаки, юные спасатели, юные армейцы, юный спецназ Росгвардии, юные пограничники, юные инспектора движения, юные друзья полиции. - «Экологическое направления» - экологическая проектная деятельность, акции и конкурсы, направленные на защиту и охрану окружающей среды, активная работа с экологическими организациями, контроль за состоянием экологии. В г.о. Тольятти в 2016 г. присвоен статус пилотных инновационных площадок по развитию общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Самарской области: МБУ «Школа №71», МБУ «Школа №4». Вся работа в школах строится на принципах созидания и сотрудничества, которая ориентирована на обучающихся и их интересы. Движение проявляет активное содействие саморазвитию школьников, выступая ориентиром действующих возможностей в нашей стране. Все основные направления РДШ активно реализуются на базе пилотных школ. Реализация практики деятельности «Российского движения школьников» в г.о. Тольятти быстро внедрилась ещё в 8 образовательных организаций города: в 2017 году — МБУ №2,39,59, в 2018 году — МБУ №69,75, 82, 91, 93. В данных Муниципальных бюджетных учреждениях в рамках работы РДШ осуществляются мероприятия по основным направлениям: 1. Личностное развитие - «Всемирный день пожилого человека», акция «День Добра», экскурсии на пищевые предприятия города, участие в областных и городских конкурсах, спортивный праздник. 2. Гражданская активность — шефская деятельность в детском саду, благотворительные акции и концерты. 3. Военно-патриотическое направление — акции, конкурсы, игры военной и патриотической деятельности. 4. Информационно-медийное направление — создание пресс-центра, газеты, создание групп в соц.сетях, участие в слётах, семинарах, форумах. Содержание деятельности «Российского движения школьников» способствует созданию общей системы воспитания, объединению взаимодействий организаций, ведущих воспитательную деятельность, осуществление социальных программ и проектов, проведение ряда мероприятий в рамках ключевых направлений, помощь в создании кружков для детей и молодежи. В рамках деятельности РДШ формируется единое информационное пространство. Деятельность РДШ, реализуемая в школах города Тольятти, может выступать эффективной моделью осуществления государственной воспитательной стратегии в потребностях и интересах детей, повышению уровня социализации, формированию ценностного отношения к гражданской, нравственной и творческой самореализации. Список литературы: 1. Рожков М.И., Байбародова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2000. - 256 с. 2. Деятельность: направления // Российское движение школьников: [Электронный ресурс] / РДШ. Сор. 2017. URL: https://рдш.рф/activity/scope/ (дата обращения: 02.02.2019). 3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р // Правительство России: [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 02.02.2019). 4. О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»: Указ Президента РФ от 29.10.2015 г. №536 // Собрание законодательства РФ. 2015. №44: 02 ноября. Ст. 6108.