Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf
Каждый человек целая вселенная, а его жизнь уникальна. В школе мы наблюдаем, как растут наши дети, насколько они все разные, неповторимые, Кто-то проявляет интерес к науке, кто-то хорошо рисует и пишет стихи. Сколько детей столько способностей. Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать граждан, готовых к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, способных решать стратегические задачи государства и обладающих важнейшими качествами личности. В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьные дисциплины – математика, физика. На уроках школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать склонность к познанию и исследованию окружающего мира, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Выявление и поддержка одаренных учащихся - важная цель всей учебно-воспитательной деятельности нашей школы.
Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Однако школьные программы ориентированы на среднего ученика. Это может породить проблемы у одаренных детей: обучение становится слишком легким и творческий потенциал не развивается, происходит потеря мотивации к учебе в школе. Самостоятельная исследовательская практика детей позволяет активизировать обучение, придав ему творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Она рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей.
Основными направления развития системы работы с одаренными детьми являются дифференцированность обучения, индивидуализация обучения, воспитывающая среда, развивающая среда, интеграция содержания и технологий обучения, сотрудничество с родителями, психолого-педагогическое сопровождение, специальным образом подготовленные педагогические кадры.
В своей работе с одаренными детьми использую следующие формы работы: групповые занятия с одаренными учащимися, конкурсы, участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, интеллектуальные марафоны.
Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваться хороших результатов:
· проблемное обучение;
· информационно-коммуникационные технологии;
· научно-исследовательская и проектная деятельность;
· интерактивное обучение;
· решение творческих задач.
Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов. Мои учащиеся принимают массовое участие в олимпиадах, так как это даёт возможность не только продемонстрировать знания, но и расширить кругозор в математике и физике. Такое массовое участие говорит не только о высокой степени познавательной активности наших учеников, но и о грамотно построенной методической работе, позволяющей выявить наиболее способных обучающихся, обладающих глубокими знаниями для участия в муниципальном туре олимпиад.
Основная часть этой работы проводится в рамках неаудиторной занятости по программе «Решение задач повышенной сложности» (автор-составитель – Слободянюк Анатолий Иванович, заведующий кафедрой методики преподавания физики и информатики БГУ, кандидат физико-математических наук). На занятиях я помогаю ребятам достичь математического уровня, необходимого для решения задач на всех этапах олимпиад. Использую разнообразные формы работы по различным темам:
- отработка теории при решении нестандартных задач и задач олимпиадного уровня на лекционных занятиях;
- рассмотрение новых методов решения задач, работа в творческих группах по личной инициативе;
- проведение миниолимпиад, экспериментальных поисковых работ над решением небольших объемов задач.
Работа по желанию проводится в группах или индивидуально. Особый интерес у ребят на занятиях вызывают экспериментальные задачи с практической реализацией. Например, такими задачами были работы по расчетам шунтов и добавочных сопротивлений, оценки плотности и т.д.
В заключение опишу несколько методических приёмов, которые я использую при подготовке олимпиадников.
1. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи.
2. Обмен опытом: работа в двойках, обмен и критика возникших идей.
3. Мозговой штурм: обсуждение решений четверкой.
4. Подсказка: беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением.
5. Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей.
6. Консультация преподавателя.
Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать — сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся школы - это составная часть обучения и воспитания школьников. Считаю, что очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность происходит поэтапно. Одним из важных этапов является организация учебно-исследовательской деятельности детей на уроках.
Научно-исследовательская деятельность оказывает заметное влияние на формирование исследовательских навыков ребят. При организации работы в начале года ученики выбирают определенную тему для исследовательской работы. Затем обучающиеся изучают научную литературу, выдвигают гипотезы, занимаются поиском средств для подтверждения её истинности или для опровержения, доказывают и представляют на практике.
Таким образом, дети, выбирая «узкую» тему, проводят глубокое исследование и в конце учебного года защищают полученные результаты на общешкольной научной конференции. При этом выбор тем исследования происходят по желанию учащихся, но при условии практической значимости, наличии литературы, возможности многопланового исследования темы.
Учу детей оформлять исследовательскую работу по теме, вместе с учащимися подбираем литературу, провожу консультации, учу детей владению методикой эксперимента. При организации деятельности учащихся перехожу с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. управляю познавательной деятельностью ученика, создаю ситуацию успеха, разрабатываю с учеником «самостоятельное открытие» математической закономерности, вызывающее положительные эмоции.
Ежегодно важным событием в жизни школьников является проведение научно-исследовательской конференции «День науки и творчества». Были подготовлены и представлены работы по следующим тематикам: «Удивительный мир алмаза», «Изучение состояния зрения учащихся МБОУ «ООШ № 2», «Влияние атмосферного давления на живой организм» и др.
Считаю, что важность научно-исследовательской деятельности учащихся для выявления одаренных детей и помощи в развитии и становлении их личности не вызывает сомнений. Уже само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости.
Есть хорошее выражение: «Поблагодарите судьбу за то, что работаете с одаренным учеником». Как важно учителю «разглядеть» одаренного, способного ребенка, не обойти его вниманием, не «упустить», чтобы он «не растворился» в средней массе наших учеников.
Библиографический список
1. Белов А. Об организации учебно-исследовательской деятельности в области математики// Внешкольник.1997. №7-8. 27 с.2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М., 2002. 110 с.
3. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/ Библиотека журнала «Директор школы» – М.: Сентябрь, 2001.
4. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5.
5.