Актуальные вопросы начального общего образования

Носова С.В. Всем известная профессия, или «У каждого был учитель»

Библиографическое описание:
Носова С.В. Всем известная профессия, или «У каждого был учитель» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.

Посвящается всем учителям, которых я повстречала на своём жизненном пути.

Каждому из нас встретился хотя бы один учитель, которого мы никогда не забудем, учитель, который открыл нам глаза, изменил нашу жизнь, раздвинул стены класса, тот, кто своим чудесным даром был способен привить детям любовь к познанию.

Моей первой учительницей была Шолохова Вера Андреевна – участник Великой Отечественной войны, служившая в летном полку, совершившая множество вылетов в расположение врага, приближавшая своим мужеством и отвагой победу над фашизмом. Эта очень скромная, интеллигентная женщина учила нас добру, порядочности, отзывчивости, внимательности, преданности, ответственности за порученное дело. Так распорядилась судьба, что Вера Андреевна стала первой учительницей и для моего папы, и для моего будущего мужа. Всегда с теплотой мы вспоминали её уроки: и в классе у доски, и на экскурсии, и в походах, и во время практических работ по наблюдению за погодой на метеоплощадке. Никогда не повышала голос, не ругала за шалости, редко делала замечания, а мы – её ученики – всегда слушались, старались во всём и даже не хотели расставаться с ней на время каникул. Запомнили Веру Андреевну всегда сосредоточенной, спокойной, доброй, рассудительной, с приветливой улыбкой. Особенностью её внешности была длинная коса, которую она укладывала колоском вокруг головы. После войны Вера Андреевна так и не смогла оправиться от ранения, у неё всегда была перебинтована нога. Но никогда эта женщина даже виду не подавала, что ей тяжело или больно. Наблюдая твёрдость её характера, мы стремились походить на неё.

Среди моих учителей в средней школе тоже были ветераны и участники войны, которые, защитив страну, продолжили служение Родине на мирном поприще: Синеокий Павел Петрович, директор школы, и Кутов Яков Яковлевич, учитель математики. Я благодарна им за то, что стали примером для меня и всего нашего поколения.

В моей жизни были учителя, которые искренне переживали за наши успехи и промахи, прививали любовь к своим предметам, направляли нас по правильному пути, убеждали в том, что надо развивать свои способности, укрепляли в том, что нам любые трудности по плечу и мы сможем всё преодолеть. Именно поэтому я считаю себя счастливым человеком и в который раз убеждаюсь в том, что школа сыграла в моей судьбе важную роль.

Ещё в школе я заметила, что мне нравится заниматься с маленькими детьми. У меня была младшая сестра, и так как родители работали на заводе, в цеху непрерывного цикла посменно, мне было поручено отводить её в детский сад, забирать домой, организовывать досуг нам обеим. Мне было тогда 9 лет. Тогда-то я и определилась в выборе своей профессии.

Став учителем, я снова повстречала замечательного педагога, теперь уже наставника. Им стала Штангеева Мария Александровна – ребёнок войны, потерявший родителей, не знавший семейной заботы и любви. Ей довелось всё своё детство и юность провести в детском доме. Когда я устроилась на работу в школу, она взяла меня под свою опеку, оказывая всяческую поддержку – и методическую, и просто человеческую. Мария Александровна всегда понимала, видела все мои трудности и вовремя помогала их преодолению.

Мой муж тоже был учителем, подсказывал, направлял в профессии.

Мои школьные учителя также поддерживали меня – мои классные руководители Гриневич Ольга Григорьевна и Нечаева Галина Петровна, супруги Лега Зинаида Григорьена, учитель русского языка и литературы, и Алексей Фёдорович, учитель физкультуры, а также Харишманова Нина Васильевна, учитель английского языка. Именно Нина Васильевна посоветовала мне выбрать профессию учителя.

Мне нравится мой выбор, и я счастлива в профессии. Меня всегда окружали коллеги-творцы, коллеги-новаторы, способные вести за собой, убедить и зажечь своими идеями: Датхужева Анна Николаевна, Лейш Галина Моисеевна, Постол Тамара Александровна, Карпенко Леонид Иванович, Чадина Зинаида Григорьевна, Логойда Людмила Кирилловна, Багиева Клавдия Ивановна, Колеухо Мария Васильевна и многие другие.

Настало время, и теперь уже я сама являюсь наставником студентов выпускных курсов и молодых специалистов. Мне понятны их трудности и страхи, но при этом мои подопечные компетентны и лучше осведомлены в современных технологиях, методиках, приёмах, поэтому я не стесняюсь у них спрашивать, учиться, а порой и прислушиваться к их советам. Наши взаимоотношения переходят из плоскости «наставник – студент-практикант, молодой специалист», в «сотрудничество единомышленников».

Рассказать о своем привычном профессиональном деле не так уж просто. Зависит ли престиж профессии человека от него самого? Профессия учителя является одной из самых востребованных в мире. От учителя начинается путь во все иные профессии.

Человек, который выбирает профессию учителя, должен ответить на главный вопрос: «Смогу ли я заняться этим делом, хватит ли у меня способностей и сил для него, станет ли оно смыслом моей жизни?».

Профессиональный труд – это форма личного существования человека. Удовлетворенность работой во многом определяет удовлетворенность жизнью, становится частью смысла жизни. Выбирая профессию учителя, необходимо обдуманно ответить на вопрос: «Каковы мои личные цели в профессии учителя?». Отдавая ей предпочтение, важно видеть не только внешнюю сторону учительского труда, но и его «закулисье», стремиться заглянуть туда, за пределы педагогического действа, и увидеть, как происходит подготовка к урокам, насколько трудоёмка проверка тетрадей, ежедневная рутинная работа с отчетностью, каким нелегким бывает порой поиск педагогических решений.

Цель профессии учителя можно обозначить большим количеством глаголов несовершенного вида: учить, воспитывать, образовывать, развивать, оберегать от дурного, взращивать доброе, хорошее, предостерегать, хранить, беречь, наставлять, верить в лучшее в ученике, быть учителем во всех отношениях. Все эти глаголы обозначают стремление к цели, а результат должен быть обозначен глаголами совершенного вида: выучить, научить, воспитать, образовать, развить, уберечь от дурного, взрастить доброе, хорошее, предостеречь, наставить, поверить в лучшее, стать для ученика учителем во всех отношениях.

В.И. Даль определил: «Учить – наставлять, научать, преподавать что-либо, передавать знанье, уменье своё другому». Из этого следует, что цель учителя – передавать знания, умения и опыт своим ученикам. Есть еще одно важное значение слова «учить» – «наставлять». Но что значит «наставлять»?

Наставничество существовало еще в первобытном обществе. Это была форма взаимоотношений между учителем и учеником для передачи знаний и опыта. Это жизненное наставничество существует и сегодня.

«Сначала любить, потом учить», – так завещал Я.А.Коменский. Талант учителя заключается в его одаренности особой «терпеливой любовью» к детям.

Наставник – это учитель, воспитатель, тот, кто передаёт свой опыт, знания, это специалист высокой квалификации, занимающийся обучением и воспитанием молодёжи. Часто ли мы употребляем слово «наставник», говоря о своих учителях? Это слово указывает не на «обычного» педагога, выполняющего свои функциональные обязанности «по инструкции». Говоря «наставник», мы, прежде всего, имеем в виду учителя, оставившего глубокий след в нашей душе, ставшего образцом для подражания, открывшего для нас самих себя и мир вокруг. Слово наставника и его образ остаются с нами на всю жизнь. Всё, что он читал, говорил и делал, всякий раз, когда он находил выход из любой педагогической задачи, приобретало в глазах учеников особенное значение. Возможно, это и отличает наставника от учителя – особая значимость его слов, поступков, мыслей, взглядов для развития личности, доверчиво и восхищенно воспринимающей, впитывающей в себя, как губка, все особенности и убеждения педагога.

Иногда мы встречаем настоящего учителя-наставника в начале своего школьного пути. Возможно, к учителям-наставникам мы приходим в школу даже тогда, когда закончили её. Именно эта особая духовная связь учителя и ученика, основанная на искренности и доверии одного и чуткости и понимании другого, не прерывается долгие годы.
2023-12-12 15:22 2023