Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Самоукова С.А. Социально-психологический тренинг как один из эффективных методов в процессе становления личности обучающихся старших курсов довузовских учебных заведений Министерства обороны Российско

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

В настоящее время в российском обществе повышаются требования к полноценному социальному функционированию, оптимальной работоспособности и благоприятному морально-психологическому климату, как в профессиональных, так и в ученических коллективах. Большая роль в современных образовательных и воспитательных программах отводится психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, что особенно важно для довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. С этой точки зрения крайне актуально рассмотреть психологические особенности юношей-суворовцев и представить обоснованную систему мероприятий по развитию личностных качеств, профилактике и коррекции поведения, формированию адекватного восприятия изменений в жизни подростков-старшекурсников.

Основная цель работы педагога-психолога суворовского военного училища – психологическое сопровождение каждого суворовца, которое направлено на укрепление его психологического здоровья, гармоничное развитие в условиях образовательного учреждения, а также оказание своевременной помощи в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. Существует довольно много способов достижения этой цели. Но особая роль отводится такой форме работы как социально-психологический тренинг.

Тренинг, на наш взгляд, является одной из наиболее эффективных форм психологических занятий с суворовцами подросткового и юношеского возраста. Преимущества тренингового занятия очевидны: оно позволяет охватить большое количество обучающихся, а сами суворовцы не только решают свои личностные проблемы, но и получают конкретные психологические знания. Данная форма работы сопряжена с некоторыми трудностями: суворовец-старшекурсник хочет решить проблему моментально; обучающиеся этого возраста часто агрессивно реагируют на предлагаемое взаимодействие, особенно в начале тренинга; суворовцы испытывают определенные сложности, когда их просят думать, сотрудничать, играть и т. д. Все это требует от психолога мастерства. Специалисту важно знать особенности данного возрастного периода, ориентироваться в различных методиках и методах, владеть различными формами общения с обучающимися.

Тренинг с суворовцами старших курсов эффективен, если он отвечает основным проблемам и особенностям этого возраста. Многогранное интеллектуальное и личностное развитие обучающихся требует создания оптимальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное прохождение возрастного периода, что подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформировать необходимые для этого психологические новообразования [3. С. 201]. Наиболее благоприятные психолого-педагогические условия основаны на реализации принципа «зоны ближайшего развития» в работе с подростками- суворовцами. «Зона ближайшего развития» суворовцев-старшеклассников подразумевает совместную деятельность с взрослыми в аспекте проблем осознания себя, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии [2. C.171]. Именно в данный период закладываются моральные ценности, жизненные ориентиры и цели, появляется осознание своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым. С большей силой начинает проявляться желание общаться со сверстниками, в рамках которого формируется общее видение жизни, общий взгляд на взаимоотношения между людьми, на свои перспективы в будущем, иными словами, происходит формирование личностных смыслов жизни. Но чтобы вышеперечисленные качества развивались, их надо воспитывать, «закладывать» в личность. Становление личности не может происходить само собой, оно является результатом собственного опыта обучающегося, полученного им в результате активного включения в осуществление различных форм общественно полезной деятельности.

Поэтому общение суворовцев старших курсов со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неуспех в общении или коммуникативные затруднения вызывают внутреннюю неудовлетворенность, фрустрацию, которую не смогут компенсировать даже высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается обучающимися как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональность, доверительность, попытки осмыслить, проанализировать свои отношения со сверстниками и взрослыми [1. C.178].

Занимаясь психологической практикой и групповой работой со старшеклассниками важно учитывать те противоречия, которые развиваются у подрастающей личности. Во-первых, старший подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. За этот очень короткий период жизни суворовцу предстоит решить несколько очень сложных и важных задач, которые позволят ему почувствовать себя настоящим взрослым. Это следующие задачи:

1. Становление самостоятельности.

2. Окончание училища и получение военной профессии.

3. Приобретение социально-ролевого опыта, преодоление кризиса идентичности.

4. Социализация среди сверстников, установление эмоциональных отношений с ними на ином, «взрослом» уровне.

5. Ощущение себя физиологически взрослым. Приобретение опыта общения с противоположным полом.

6. Приобретение экзистенциального опыта, попытка осознания своего предназначения, своего места в жизни.

Ни одна из этих задач не является второстепенной, решение любой из них нельзя откладывать на потом. Для успешного течения данного возрастного периода обучающийся не может полностью сосредоточиться только на одном из этих аспектов в ущерб другому.

Во-вторых, у старшего подростка открывается собственный мир переживаний, появляется жажда понять другого и найти близких людей. При этом старшекурсник вынужден соответствовать требованиям, которые предъявляет общество, – окончить суворовское училище и выбрать свой путь.

В-третьих, само углубление внутренней жизни суворовца также идет в двух направлениях: познавательном и эмоциональном. С одной стороны, это углубление самосознания и более широкое понимание социального контекста своей жизни; с другой стороны, – повышенная эмоциональность, расширение спектра переживаний.

Таким образом, при создании программы социально-психологического тренинга для суворовцев-старшеклассников необходимо учитывать основные трудности этого возраста. Тренинг должен быть ориентирован на нормативные возрастные и психологические проблемы старших подростков.

Старший подростковый возраст многими воспринимается как наиболее сложный для групповой работы. Бурные психологические и физиологические изменения, которые переживает каждый подросток, требуют поддержки специалистов, однако любое вмешательство во внутренний мир старшеклассника может иметь неизгладимые последствия.

Основной целью любого тренинга является повышение коммуникативной компетентности личности. В зависимости от конкретной программы, особенностей группы эта цель может быть конкретизирована в виде более частных задач, среди которых формирование и коррекция установок, развитие и изменение системы личностных отношений, формирование умений и навыков, которые повышают успешность общения.

Главной задачей в любом тренинге для суворовцев-старшекурсников должна стать задача организации атмосферы и условий, способствующих развитию мотивации, самопознания и саморазвития, а ее конкретизация приводит к постановке частных целей конкретных занятий. Но при этом любая из тренинговых программ должна быть направлена, прежде всего, на создание среды, в которой каждый участник группы мог бы открыть, понять, реализовать собственные ресурсы, а возможно и ограничения, в решении конкретных задач общения и личностного роста.

Целями социально-психологического тренинга для суворовцев старшего подросткового возраста являются:

· развитие личности старшеклассника;

· повышение социально-психологической компетентности участников группы и развитие их способности эффективно взаимодействовать с другими;

· формирование активной социальной позиции суворовцев и развитие у них способности к существенным изменениям в своей жизни и жизни окружающих;

· повышение уровня психологической культуры обучающихся.

Цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:

1. Овладение суворовцами определенными социально-психологическими знаниями.

2. Развитие способности адекватно и наиболее полно понимать себя и других людей.

3. Диагностика и коррекция личностных качеств и навыков, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.

4. Изучение и освоение отдельных способов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности [4. C. 3].

Приведем пример программы социально-психологического тренинга, реализуемого психологической службой в ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище МО РФ».

Программа тренинга состоит из 6 занятий, направленных на развитие личности суворовца-старшеклассника. Занятия проводятся два раза в неделю по 45-60 минут. Срок реализации: 3 недели. Целевая группа: суворовцы старших курсов (15-17 лет) в количестве 10 человек.

Таблица 1. Социально-психологический тренинг «Развитие личности суворовца-старшеклассника»

После участия в данном тренинге суворовцы отмечают повышение уверенности в себе, оценивая по достоинству свои личностные качества, раскрываются в общении со сверстниками и с взрослыми, не стесняются вслух анализировать свои мысли и поступки, проявляют желание бороться с негативными личностными качествами и привычками, и тем самым у обучающихся появляется желание самосовершенствоваться.

Таким образом, социально-психологический тренинг с его активностью, вовлеченностью участников в деятельность, избеганием теоретизирования и морализаторства, можно назвать одним из наиболее эффективных способов взаимодействия педагога-психолога и суворовца- старшеклассника.

Список литературы1. Волков, Б. С. Психология подростка/ Б. С. Волков. – Москва, Речь, 2001. – 357 с.

2. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с. (Серия “Мир психологии).

3. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 330 с.

4. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: О-во «Знание», 1991. – 45с.
2022