Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Скуднева А.П. Моделирование учебной ситуации с использованием инновационных технологий на уроках английского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Федеральные государственные образовательные стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация как особая единица учебного процесса, в которой ученики с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия [10].
Учитывая эту детерминирующую деятельность внутреннего мира ребенка, учителю необходимо так построить образовательный процесс, что самостоятельное получение знаний будет доминирующим и полученный в ходе обучения результат максимально оценен в первую очередь самим учеником [6, с. 133].
Задача учащихся в рамках учебной ситуации заключается в следующем:
·           выявить проблемы (затруднения);
·           выбрать решение проблемы;
·           уметь работать с информацией;
·           слушать и понимать других людей;
·           уметь работать в группе [15].
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и информационно-коммуникационные технологии [11], [9].
В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.
Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, в процессе обучения применяются информационно-коммуникационные технологии.
Некоторые педагоги-практики и методисты рассматривают инновационные технологии выделяя:
1.        Игровые технологии.
2.        Личностно-ориентированное обучение.
3.        Здоровьесберегающие технологии, смысл которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно-воспитательной работы.
4.        Проектно-исследовательская технология, включающая в себя активное обучение, то есть методы исследования, сбора, обобщение результатов учеником.
5.        Блочно-модульная технология, ориентированная на различные виды самостоятельной, посильной работы учащегося. Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать знания в новом виде [16].
Рассмотрим способы создания учебных ситуаций на различных этапах урока иностранного языка, предложенные Т. Э. Матыцыной.
Для создания учебной ситуации в начале урока педагог использует такие примы «входа в урок», как:
·           «прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
·           прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
·           прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.
·           прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
·           прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки» [13];
·           «пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы» [13].
Задавая домашнее задание, учитель тоже может создавать учебную ситуацию. Вот как это предлагает делать Т. Э. Матыцына:
·           «вопрос к тексту. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов.
·           особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания.
·           творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.
·           идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме» [13].
В связи с модернизацией образования, ориентацией на личность учащегося, деятельностный подход, умение учителя моделировать учебные ситуации становится базовым. Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить определенный результат своего труда. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии, ведь очевидно, что учебные ситуации применяются на различных этапах урока.
Задача учителя – уметь создавать учебные ситуации, ведь именно они способствуют формированию различной деятельности, включенной в процесс обучения, в том числе и речевой (что особенно важно для филологических дисциплин).
Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная перспективная, нелегкая задача, стоящая перед преподавателями английского языка. Современные инновационные технологии дают возможность творчески решать эту задачу.

Библиографический список

1.        Берсирова С. Д. Инновационные технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. - №1.
2.        Куськова О. С. Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций [Электронный ресурс] // Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/referat-po-teme-innovacionnie-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe-i-ih-vliyanie-na-formirovanie-bazovih-kompetenciy-937383.html (дата обращения: 25.01.2017).
3.        Лебедева Г. Н. Современный урок иностранного языка в свете ФГОС [Электронный ресурс] // Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/sovremenniy-urok-inostrannogo-yazika-v-svete-fgos-445259.html (дата обращения: 25.01.2017)
4.        Матыцына Т. Э. Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода[Электронный ресурс] // Сайт учителя английского языка Матыцыной Т. Э. Режим доступа: http://myownwebsite.ru/uchebnaya-situatciya (дата обращения: 25.01.2017)

2019