НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Зыкова О. Н. Конспект занятия по подготовке к грамоте детей подготовительной группы на тему «Поможем Буратино»

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf

Цель.
Закрепить полученные в течении года знания о звуках, буквах, словах, предложениях.
Задачи.
1.       Закреплять умение преобразовывать существительные в прилагательные
2.       Практиковать в составлении слов из нужных слогов.
3.       Закреплять знание букв, их написания; развитие мелкой моторики рук.
4.       Продолжать проводить звуковой анализ слов, работу со схемами слов.
5.       Развивать фонематический слух детей.
6.       Продолжать учить получать одно слово из другого, изменяя разные буквы.
7.       Практиковать в чтении, прививать любовь к чтению.
8.       Закреплять умение составлять предложения с заданным словом.
9.       Воспитывать дружелюбие, желание помочь другому человеку, доводить дело до конца.
Материал:
Демонстрационный материал – письмо от Мальвины, карта страны Слов, фигурки трех гномов – волшебников.
Раздаточный материал – флажки двух цветов, карточки с картинками на каждого ребенка, 2 карточки с «объеденными» буквами, карточки с трехзвуковыми словами для преобразования и карточки со словами для чтения на каждого ребенка, фломастеры, простые карандаши.
Методы и приемы.
1.       Словесный – чтение письма, словесные игры.
2.       Наглядный – рассматривание карты, работа с карточками.
3.       Практический – дописывание букв, записывание преобразованных слов.
4.       Игровой – ввод сказочных персонажей, сюжета, необычные ситуации.
Ход занятия.
В группу почтальон приносит письмо с посылкой. Воспитатель берет письмо, читает от кого оно. Письмо от Мальвины.
Текст письма:
Здравствуйте, ребята! От Буратино я знаю о вашей дружбе. Поэтому обращаюсь к вам за помощью. Послушайте, что случилось с Буратино в очередной раз и помогите, пожалуйста.
Однажды Буратино, как всегда, спешил куда – то, весело подпрыгивая. И нечаянно толкнул идущего ему навстречу незнакомого гнома. Толкнул, даже не извинился и хотел бежать дальше. Гном страшно рассердился и что – то проворчал вслед Буратино. И в этот момент все вокруг моего друга вдруг изменилось - стало каким – то неправильным и чужим. Буратино растерялся: теперь он не знал, куда ему идти.
Гном громко рассмеялся и сказал: «Противный невежливый мальчишка, ты вечно куда – то бежишь, торопишься. Никого не видишь и ни о чем не думаешь. А мы, 3 брата волшебника, не любим, таких, как ты. Я изменил твой мир, теперь ты ничего не поймешь, деревянный глупец! А нас ты не найдешь, потому что мы живем в заколдованной стране Слов, в своем замке. Но ты даже дороги к нему не знаешь!»
Сказал это гном и исчез. Оглянулся Буратино и понял, что не знает, куда ему идти, и никто ему не поможет. Он заплакал и пошел куда глаза глядят. Но тут из щели дома, мимо которого проходил Буратино, выглянуло какое – то существо. Это был сверчок. Он покачал головой и сказал: «Эх, Буратино – Буратино! Что же ты наделал! Жалко мне тебя. Дам тебе карту, которая поможет дойти до замка гномов. Но один не справишься. Проси помощи у умных детей!»
И вот Буратино попросил меня написать вам это письмо. Может, вы сможете ему помочь дойти до замка 3-х гномов, расколдовать страну Слов, чтобы все стало таким, как раньше?»
Воспитатель.
Ну, что, ребята, поможем? Вместе с письмом нам прислали карту и задания, которые надо выполнить, чтобы дойти до замка. Ребята, заданий на две команды. Значит надо разделиться. Смотрите, здесь еще есть красные и синие флажки. Сейчас вы по одному вытяните флажок. Кому какой достанется, в той команде и будете (ребята делятся на две команды). Теперь давайте рассмотрим карту. Вы что-нибудь понимаете? И я - ничего. Вижу только вход. Но сначала надо сказать волшебные слова, чтобы очутиться в заколдованной стране Слов.
Вправо, влево повернись,
В заколдованной стране окажись!
Воспитатель.
Дорога ведет нас к берегу реки.
1 задание, которое мы должны выполнить – это изменить слова на картинках таким образом, чтобы они отвечали на вопрос «какой или какая?». Берите карточки. (Карточки с изображениями разных предметов лежат на столе картинкой вниз. Дети разбирают карточки.). Когда мы справимся с этим заданием, мы сможем нарисовать стрелочку на схеме, которая покажет, куда идти.
(Выполнив задания по преобразованию существительного в прилагательное, дети «доходят» до берега.)
Воспитатель.
Ребята, как же нам перебраться через реку? (Ответы) Да, надо построить мостик, да не один, а два, для каждой команды. Чтобы их построить, надо решить из чего будем строить. (ответы) Нам помогут картинки. Выбирайте. На картинках изображены камни и дерево. Значит, какие будут мосты? (каменный, деревянный).
2 задание. Приступаем к строительству- надо из частей сложить целое слово. Как называются части слова? (Слоги). (Рисунок 1)
Дети, разбившись на команды собирают слова, некоторое количество слогов не используется. Кто собрал – рисует свой мост и стрелочку на нем.
Воспитатель.
Ну, вот, через речку перебрались, а впереди нас ждет что- то странное. Да это же лес. Только он не простой. Здесь у деревьев вместо веток – буквы. Я слышала о таком лесе. Да вот только кто – то поломал буквы, словно объел их: где – то палочку откусил, где – то кружечек испортил. Это работа Буквоеда – одного из гномов. Чтобы пройти через этот лес, нам надо буквы исправить. (Рисунок 2)
Детям раздаются карточки с «объеденными» буквами. Каждая команда работает самостоятельно. Получатся слово «ДРУЖБА». Рисуем стрелочку на дороге до знака «тишина»
Воспитатель.
Ребята, вы слышите что – нибудь? И я нет. Даже птицы не слышны – полная тишина. Все звуки куда - то пропали. Остались только схемы слов. (Рисунок 3)
3 задание. Придется теперь спасать звуки. Давайте посмотрим на схему. Сколько звуков всего в этом слове? Сколько гласных, согласных? На каком месте стоят гласные звуки? Придумайте слова к этой схеме.
Молодцы, спасли звуки от 2-го гнома – волшебника. Как его зовут? (ЗВУКОЕД).
Отмечайте дорогу стрелочкой. Что там впереди?
Воспитатель.
Обрадовались буквы и звуки, что вы их спасли и от радости захотелось им поиграть в «обменивалки». (Рисунок 4)
4 задание. Игра заключается в следующем: как из одного слова получить другое, изменив 1 букву? В нашей посылке есть карточки со словами. Берите по одной карточке, садитесь за столы и придумывайте, в какое слово можно преобразовать ваше? И запишите его на карточке после стрелки.
Дети разбирают карточки, выполняют задания. Кто – то рисует стрелочку на дороге. (Рисунок 4)
Воспитатель.
Но, чтобы закрепить нашу победу, надо прочитать слова, которые написаны на ваших карточках и составить с ними предложения. (сидя за столами)
5 задание. Чтение слов и составление с ними предложений.
Воспитатель.
Ну, вот, и подходим мы к замку злых волшебников. А вот и они, смотрят на нас. Что же, ребята сделать с ними? Ведь как только мы уйдем, они снова выйдут из замка и опять принесут всем зло. (ответы). Давайте замок опутаем цепью! Ведь мы знаем, как составляется цепочка из слов! Если каждый из нас придумает правильное слово, цепочка замкнется и гномы не смогут выйти. Начинайте.
6 задание. Игра «Цепочка слов». (стоя возле карты)
Воспитатель.
Ну, вот мы и помогли Буратино и всем жителям страны Слов. Пора возвращаться домой! Где тут выход? Говорим волшебные слова.
С возвращением!
Проводится АНАЛИЗ занятия.

Приложение

Рисунок 1

КА
МЕН
НЫЙ
МУ
КИ
ДЕ
РЕ
ВЯН
НЫЙ
ВА
РА


Рисунок 2

Рисунок 3


Рисунок 4
сок


сук


дом


дым


сом


сор


бок


том


пол


пил


кол


пел


лук


рот

2021