НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ефимова М. А. Качество ДО: инструменты ВСОКО в дошкольной образовательной организации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Организация процедуры внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО) является условием реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Качество образование интерпретируется как «….комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».[4]
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации наличие и функционирование ВСОКО. Данный нормативно-правовой посыл означает, что каждая дошкольная организация разрабатывает свою систему оценки качества, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур.
Цель ВСОКО – систематически отслеживать и анализировать состояние системы образования в ДОО для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной деятельности и образовательного результата.

Таблица 1. Объекты оценки в системе дошкольного образования

Факторы образовательного процесса


Требования ФГОС ДО


качество содержания и организации образовательной деятельности


требованиях к структуре ООП и их объему

качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность


требованиях к условиям реализации ООП

качество результатов образовательной деятельности


требованиях к результатам освоения ООП


ВСОКО в МБДОУ «Детский сад №8 «Умка» осуществляется в соответствии законодательством и нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального уровней. В пределах своей компетенции в учреждении приняты локальные нормативные акты регламентирующие проведение процедур в рамках ВСОКО. В МБДОУ «Детский сад №8 «Умка» разработана программа внутренней системы оценки качества образования. Программа определяет технологию проведения внутренней оценки качества образования, показатели и критерии оценки всех направлений.  
Предметом ВСОКО в учреждении является деятельность, основанная на систематическом анализе. Для каждого направления определены критерии и показатели, разработанные на основе требований ФГОС ДО:
1. Качество содержания и организации образовательной деятельности:
в процессе оценки качества содержания и организации образовательной деятельности проводится анализ:
ü качества основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), адаптированной ООП ДО;
ü  качества дополнительных общеразвивающих программ;
ü качества образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной детской деятельности);
ü качества взаимодействия участников образовательных отношений.
2. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность:
оценка качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность, включает в себя анализ:
ü качества финансовых условий;
ü качества материально-технических условий;
ü качества психолого-педагогических условий;
ü качества кадровых условий;
ü качества развивающей предметно-пространственной среды.
3. Качество результатов образовательной деятельности в процессе оценки качества результатов образовательной деятельности выявляется: 
ü качество (динамика) освоения детьми содержания ООП ДО, АООП ДО, дополнительных общеразвивающих программ;
ü достижения воспитанников в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
ü динамика здоровья воспитанников;
ü удовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников качеством образовательных результатов.
Критерии, по которым оцениваются основные направления качества образования, определяются бальной системой от 0 до 3 баллов, где:
• 0 - показатель не представлен
• 1 - соответствует в меньшей степени
• 2 - соответствует в большей степени
• 3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа оценки качества. Карты разработаны на основе работ О.В. Бережной, Т.А. Козельской «Проектирование и реализация внутренней системы оценки качества образования в современной ДОО». Для оценки качества самостоятельной детской деятельности используется инструментарий Федерального института развития образования. Режим доступа: http://firo-nir.ru/index.php/sbornikmaterialov.html Инструментарий разработан для проведения педагогической диагностики развития детей 3-7 лет в общении, игровой, познавательно - исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности для проектирования образовательного процесса.
Рис.1. Фрагмент оценочной карты «Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность» - «Качество развивающей предметно – пространственной среды»


           В разработанной годовой циклограмме ВСОКО на учебный год отражены направления оценки, сроки сбора и представления данных, инструменты оценки, ответственных.




Таблица 2. Образец годовой циклограммы ВСОКО на учебный год

Объект

ВСОКО

Показатель, характеризующий объект ВСОКО

Методы и средства сбора первичных данных

Периодичность сбора данных

Предоставление данных (периодичность, сроки)

Лица, осуществляющие оценку качества образования

Ответственные должностные лица

1.       Качество содержание и организация образовательной деятельности

ООП ДО







АООП ДО







Дополнительные общеразвивающие программы







Образовательный процесс







взаимодействие всех участников образовательных отношений







2. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность

Финансовые условия








Аналитический отчет по итогам проведения ВСОКО оформляется в схемах, графиках, таблицах, диаграммах.
Рис.2. Качество содержания и организации образовательной деятельности

                                                                           Рис.3 Сводные результаты ВСОКО

Аналитическая функция ВСОКО позволяет констатировать факты о сложившемся положении дел. Побудительная функция - оценка качества образования ориентирует работников организации к развитию, обновлению профессиональных компетенций для достижения более высокого качества педагогической деятельности. Формирующая функция позволяет эффективно использовать «зону ближайшего развития» профессионализма каждого конкретного педагога, каждого воспитанника детского сада, всей дошкольной организации в целом. Коррекционная функция направлена на то, чтобы педагоги могли исправить недостатки в работе, которые выявили в ходе оценки качества. Информационная функция заключается в том, что ВСОКО дает возможность получить сведения о ходе образовательного процесса и его результатах, создании и развитии системы условий, необходимых для эффективной организации образовательного процесса.

Библиографический список

1. Бережнова О.В., Т.А. Козельской «Проектирование и реализация внутренней системы оценки качества образования в современной ДОО». Методические рекомендации для руководителей дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dou20-kr.caduk.ru/DswMedia/metodicheskierekomendacii.pdf (дата обращения: 01.07.2022).
2. Едакова И.Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС / И.Б. Едакова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 12.
3. Комарова Е.С. Процедуры оценки качества дошкольного образования / Е.С. Комарова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015. - № 11.
4. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2022