Актуальные вопросы начального общего образования

Иванова А.С. Опыт формирования гуманных взаимоотношений учителя и учащихся начальных классов в теории и практике Ш.А. Амонашвили

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf


За последний промежуток времени в разных уголках российского образовательного процесса происходит обсуждение проблемы гуманизации. Такая проблема была изучена и обоснована величайшими педагогами в разное время: Сухомлинским В.Д, Амонашвили Ш.А, Ушинским К.Д. и иными.
Гуманное образование – это процесс, который способствует лучшему пониманию необходимости сострадания и уважения по отношению к людям, животным и окружающей среде, а также признаёт взаимозависимость всех живых существ. Гуманные отношения – отношения, построенные на человечности, человеколюбии, уважении к людям [3].
Воспитание гуманной личности ребёнка подразумевает развитии его нравственности - развитие «души». Младший школьник – это целый мир со своими сложностями и радостями, а учитель начальных классов – это, прежде всего, добрый, любящий воспитатель-гуманист, готовый «сердце отдавать детям».
Известный педагог-ученый и практик Ш.А.Амонашвили разработал и воплотил педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения русскому языку и математике. Шалва Алексадрович считал, что формирование познавательной активности и творческой самостоятельности школьников возможно только при организации процесса обучения, направленного на развитие личности. Именно поэтому важнейшими задачами учителя начальных классов являются: обучение во имя развитие личности младшего школьника, укрепление гуманных и нравственных отношений, бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям.
В младшем школьном возрасте, учитель является авторитетом для детей, а любимый учитель, по словам Ш.А. Амонашвили, хрустально-прозрачное стекло, через которое ученик смотрит на жизнь. Педагог младших классов должен обладать рядом качеств, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках: самому быть высокогуманной личностью, широкообразованным и творческим человеком, любящим свою Родину. Неискренний, грубый и злой в общении с детьми человек не может научить школьников быть добрыми и вежливыми.
Ш.А. Амонашвили в своих работах «Здравствуйте, дети!:», «Как живёте, дети?» писал: «Сердцем гуманной педагогики является сердечное отношение учителя с учеником, воспитателя с воспитанником, и ничто другое. Решение педагогических проблем зависит от качества общения, а не от чего либо другого» [1, с.6].
Говоря об учебно-познавательной деятельности начальных классов можно отметить, что она стимулируется за счет разносторонних учебных пособий и их преподнесения, а также отношением, который педагог утверждает в действующем педагогическом процессе. По мнению Амонашвили Ш.А к каждому из детей должно быть проявлено уважение, между учителем и детьми должны выстраиваться гуманные взаимоотношения. Необходимо хвалить и поощрять ребенка, который показывает интерес к обучению, делает попытки самостоятельно решить ту или иную задачу. Педагог отражает в данном способе благодарность и дружеское отношение. Дети должны чувствовать гордость за учителя и класс, но учителем должны быть найдены такие формы выражения чувств, чтобы в случае каких-либо достижений каждого из учащихся это было радостным известием для всего класса. Гуманистическое отношение учителя предполагает то, что ребенок должен быть принят таким, какой он есть, и постараться стать его соучастником и оказывать поддержку во всех благих начинаниях
Амонашвили Ш.А. оказывал заинтересованность в жизни детей, а прием по обсуждению вопросов личного характера, дал возможность узнавать детей лучше, пытаясь увидеть их глазами окружающий мир, попытаться понять их стремления и выстроить путь в целях познания и утверждения добра. Учителем прослеживаются пути касаемо становления личности каждого из детей.
Амонашвили писал: «Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания» [1, с. 7].
На сегодняшний день есть некоторые отличительные черты в области гуманной педагогики. Особенно интересным представляется, что Амонашвили Ш.А считал важным и реальным прибегнуть к обучению детей без выставления оценок. Таким образом, Д.Б. Элькониным была произнесена фраза о том, что отметка – есть нацеленная в лоб ребенка винтовка. Посредством чего, появляется мотив для совершения конфликтных ситуаций, как в стенах школы, так и дома. У учеников появляется интерес к получению наивысшего балла, тем самым они находят различные способы для того, чтобы не получить плохую оценку. В последствие, ребенок начинает врать родителям, исправлять ранее поставленные оценки на желаемые, вырывать страницы из тетрадей и дневников. Также повышенная активность, например, излишнее поднятие руки для ответа на задания, может быть в целях корысти угодить учителю. Самооценка у школьников начальных классов формируется от выставленных оценок учителя. Она является конкретной, ситуативной и может иметь тенденцию к переоцениванию достигнутых результатов и возможностей.
В случае каких-либо затруднений в области изучения материалов, дети наиболее чаще получают плохие оценки, а учитель не пытается найти подход к ребенку, редко останавливается на конкретном ученике для объяснения материала. Ученик становится неуспевающим, только на том этапе, когда становятся заметным расхождения, то есть что требуется, и что он может выполнить, а наиболее реже что он желает выполнить. В самом начале отставание не слишком заметны, и еще не осознаны самым учеником, но уже к четвертому классу можно заметить детей отстающих по учебной программе и имеющих низкую самооценку, следовательно, можно заметить возрастающие из года в год классы, имеющие слабых учеников.
Согласно Ш.А. Амонашвили учитель для учеников лишь старший товарищ, богатый опытом и знанием, который помогает учащимся научиться самостоятельно учиться. Он указывает им приемы, методы приобретения знаний, помогает организовать совместную работу самообразования, учит, как надо в деле обучения помогать друг другу. Педагог определил для себя заповедь: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной, интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами».
Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы и приемы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся эффективными», - утверждает Шалва Александрович [5, с.47]. От каждого педагога требуются огромные затраты душевных сил в работе с детьми, особенно младшего школьного возраста. Человеческое существо требует длительной заботы родных, созидательного, творческого труда многих учителей и воспитателей, требует педагогики, то есть мудрой науки о том, как вселить в души и сердца детей светлую любовь к людям и потребность вдохновенного труда для них. Особенно важна в воспитании ребенка личность первого учителя. Настоящий первый учитель должен остаться для ребят точкой опоры их нравственности и человечности.
Среди десятков других учителей, с которыми они будут иметь дело и среди которых они найдут своих любимых учителей, духовных наставников, первый учитель должен остаться первым добрым очагом их человечности. Учитель должен сделать все зависящее от него для того, чтобы сотворить ребенка способным выжить в этом мире не любой ценой благодаря его способностям, а в последствии, взрослого человека, понимать окружающий его мир, устанавливать с ним нормальные человеческие контакты, используя знания, умения и навыки, приобретенные в школе.
Таким образом, ориентация на опыт и идеи педагогов-новаторов, в том числе Ш.А. Амонашвили, помогают нам развивать в детях любовь и уважение к первому учителю, желание учиться, быть самостоятельными, помогать окружающим. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Используя в своей практике педагогику сотрудничества и выстраивая гуманные взаимоотношения с учащимися начальных классов, учитель обязательно добьется высоких результатов в учебном процессе.

Список использованной литературы:

1.       Амонашвили Ш. А.. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
2.       Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1986. – 52 с.
3.       Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика / Электронный учебно-методический комплекс: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/12_01.html
4.       Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.В. Михальчик, К.Т. Патринак. М.: Просвещение, 1976. - 359 с.
5.       Якупова А. Р. Гуманистические идеи в истории становления профессионального образования [Текст] / А. Р. Якупова // Высшее образование сегодня – 2009. - №1.
2020