НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чаванина А.М. Песочная анимация в работе педагога психолога детского сада

Библиографическое описание:

Чаванина А.М.Песочная анимация в работе педагога психолога детского сада // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для ребенка.

Всем нам известно, что песок действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить горы, тоннели. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы и ребенок полностью погружается в игру.

Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

В своей работе для рисования песком мы используем инновационные песочницы, а именно световые столы с подсветкой.

Наличие светового стола с песком позволяет выстроить более увлекательную коррекционно- развивающую работу как для детей всех возрастов, так и для самого педагога. Перенос традиционных педагогических занятий на световой стол дает больший воспитательный и образовательный эффект, по сравнению со стандартными формами обучения:

- усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

- гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также речь и моторика.

- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

- световой стол, песок, природный материал и игровые атрибуты, способны «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми детьми».

- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

Творческие занятия на световом столе решают много задач, обретение нового сенсорного опыта, развитие мелкой моторики, внимания, образно-логического мышления и воображения.

Рисуя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Песок как художественный материал имеет несколько преимуществ. И главное – расслабляющее, терапевтическое действие. Ребенок избавляется от последствий стресса, к нему возвращается эмоциональная стабильность. Рисование песком позволяет успокоиться после неудач, избавиться от низкой самооценки. Ребенок видит, что неудачный рисунок в любой момент можно исправить, засыпать песком стол и нарисовать новый рисунок.

Рисование песком улучшает:

-моторику пальцев рук,

-сенсорное восприятие

-творческое мышление.

В рисовании обычно задействованы обе руки, что положительно влияет на развитие и правого, и левого полушарий мозга.

Работа с детьми с использованием световых столов проводится в рамках:

-коррекционно-развивающей работы;

- с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

с детьми из социально-неблагополучных семей.

В работе использую следующие методы рисования:

- кулаком;

- ладонью;

- ребром ладони,

-пальцем (указательный – называем «пальчик кисточка», большой палец - «пальчик класс», ребром большого пальца,

- щепотью;

- мизинцами;

- одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечением лишнего, используя специальные инструменты (массажные мячики, кисточки для рисования, трафареты).

Этапы рисования песком на световом столе:

Первый этап — демонстрация песочницы или светового стола.

Второй этап — демонстрация материала с которым будем заниматься (камушки, ракушки, фигурки и т.д.).

Третий этап — знакомство с правилами рисования на песке.

Четвертый этап — формулирование темы занятия, основное содержание занятия. Этот этап осуществляет сказочный герой. Весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, подбадривает каждого из ребят.

Пятый этап — завершение занятия, ритуал выхода.

Завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

Рисовать на песке нам помогает сказка. Сказки мы придумываем вместе с детьми.

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. С целью профилактики эмоционального выгорания педагогов один раз в месяц мы собираемся с педагогами для проведения тренингов с использованием песка.

Так же, занятия с песком в нашем детском саду проходят в рамках дополнительного кружка «Чудеса на песке», который дети очень любят и с нетерпением ждут. Занятия проходят один раз в неделю- в средней, старшей и подготовительных группах. С каждым занятием детей записывается все больше и больше. В группе дети делятся своими впечатлениями с другими детьми, с воспитателем и родителями. И большая часть воспитанников хочет записаться на кружок, и своими руками творить чудеса на песке. Дети фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования. Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени.

На наших занятиях весело, нет скуки и монотонности;

-Дети чувствуют себя более успешными;

-Ребенок легче адаптируются в коллективе;

-Страх и напряжение исчезает.

Рисовать, конечно, можно практически, чем угодно насколько позволяет фантазия. Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения могут получиться, если освоить рисование песком на световом столе.
2023