Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf
Подготовка школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями, которые являются вехами формирования творческой деятельности учащихся. Наиболее успешному осуществлению данной цели способствуют дидактические игры на уроках технологии. Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования и стимулирует развитие творческой деятельности на разных этапах школьной жизни ребёнка. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения.
При обучении детей младшего школьного возраста дидактические игры все в большей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков, элементами их творчества. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и переутомления детей.
Игра – это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.
Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.
При использовании игровых форм обучения главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах, что позволяет раскрыться творческому потенциалу ребёнка.
Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения на уроках труда - уроках технологии нацелена на то, чтобы:
- научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни;
- научить учащихся формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты;
- научить учащихся осмысленно приобретать определённые навыки и умения практической работы.
- раскрыть потенциал и послужить основой формирования творческой деятельности ребёнка.Игровые формы намного сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют большей подготовки учителя.
Дидактическую основу могут иметь и имитационные, деловые игры, в процессе которых учащиеся в ходе соревнования выбирают тот или иной оптимальный путь решения задачи или выполнения практического задания. При изучении точных наук такого рода игры могут быть связаны практически с решением любого типа задач, связанных с измерением. Например, в теме по определению площади многоугольников можно использовать игры типа «проектировщик интерьера» или «строитель загородного дома», при изучении основ математики — игры типа определения расстояния до звезд или до подводной лодки противника. Что также можно использовать как элемент на уроках технологии, используя межпредметные связи или интегрированные уроки. Особое распространение приобрело применение деловых игр для практики профессионального, производственного обучения.
На уроках технологии дидактические игры и занимательный материал позволяют не только проводить обучение учащихся практическим приёмам работы в нестандартной ситуации (игровом моменте), но и решать:
Педагогические задачи:
· Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
· Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
· Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.
· Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.
· Воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма.
Основные задачи развития учащихся:
· Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
· Расширение кругозора учащихся.
· Развитие общеучебных умения и навыков.
· Развитие конкретных трудовых умения и навыков.
· Развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления.
· Развитие личной целеустремленности, самоконтроля.
Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету трудового обучения - технологии, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы обучения.
Использование развивающих дидактических игр и занимательного материала на уроках технологии способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.
1. Занков Л.Е. Наглядности и активизация учащихся в обучении. - М.: Просвещение, 1960.
2. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 1998. №11-12.
3. Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2004.-№1.
т. 89088054938
ezhik-bzik@rambler.ru