Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Бурякова В.Н. История и сегодняшний день Похвистневского района в математических задачах

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf

Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей страны. Мы очень любим тот уголок земли, где родились, росли, повзрослели.
Помочь школьникам лучше узнать свой родной край, научить их любить свою малую родину – а это значит знать её историю, культуру, изучать и хранить обычаи, традиции своего народа, беречь её природу – обязанность взрослых, в первую очередь, педагогов.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана в настоящее время, прежде всего, с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся эти знания в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.
Как учитель математики, считаю, что в формировании любви к своей малой родине помогает использование материалов регионального компонента на различных уроках, интеграция его с содержанием других учебных дисциплин, в том числе и с математикой. Казалось бы, математика и краеведение не имеют ничего общего. Однако, это не так. Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира. В качестве одного из средств формирования элементов математической культуры учащихся можно рассматривать текстовые задачи, основанные на краеведческом материале. А где же взять такие задачи?
И у меня возникла идея: совместно с учащимися создать сборник математических задач, основанных на краеведческом материале о Похвистневском районе, появление которого очень даже своевременно - в этом году родной Похвистневский район отмечает юбилейную дату - 90-летие со дня образования.
Моими помощниками стали учащиеся 8 класса ГБОУ ООШ с. Малое Ибряйкино м.р. Похвистневский Самарской области Дарья А. и Кирилл К. Ребята задались вопросом: «Много ли мы знаем о своей малой родине, о районе, в котором родились и живем, о его прошлом и настоящем?» Ответ был не утешительным. В течение двух месяцев ребята собирали информацию о районе по разделам: «Историческое заселение и хозяйственное освоение района», «Географическое положение», «Население и трудовые ресурсы», «Достопримечательности района»; знакомились с требованиями к формулировке задач, составленных на краеведческом материале; учились составлять задачи и подбирать иллюстрации к ним.
Результатом совместной работы стал сборник «История и сегодняшний день Похвистневского района в математических задачах», в который вошли более 50 авторских задач. Сборник рекомендован для использования в 4-5 классах.
В ходе выполнения работы ребята изучили историю возникновения района, собрали различные данные о районе и пришли к выводу, что наш район обладает огромным историческим наследием, да и сегодня район живет и процветает.
Составленные задачи соответствуют требованиям ФГОС, развивают функциональную грамотность, красивые иллюстрации вызывают интерес к истории Похвистневского района.
Задачи из данного сборника были предложены учащимся 5 и 6 классов на занятиях внеурочной деятельности по математике. Они с удовольствием решали задачи, узнали новое о районе, сами пытались составлять подобные задачи.
Учитывая, что текстовых задач, содержащих краеведческий материал, позволяющий учащимся познавать историю Похвистневского района средствами математики, пока нет, надеемся, что изданный сборник задач с краеведческим компонентом будет интересен и полезен в качестве дополнительного учебного пособия. Материалы сборника позволяют активизировать познавательный интерес к математике и формировать активную гражданскую позицию по отношению к малой родине средствами математического образования.
Кроме того, задачи, содержащие краеведческий материал – это хороший пример практических задач, позволяющий показать, как математические знания применяются в реальных жизненных ситуациях.
Решение задач с использованием краеведческого материала позволяет углубить знания учащихся по краеведению, способствует популяризации краеведческой литературы, формированию навыков творческой и поисковой деятельности. Я считаю, что процесс составления и решения задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления, эрудиции, умения классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.
Данная работа и ее авторы стали победителями II Областной научно-практической конференции обучающихся «В профессию через науку и творчество», работа была высоко отмечена как экспертами, так и организаторами мероприятия.
Думаем, что данный сборник можно использовать не только на уроках математики, но и истории, географии, краеведения, во внеклассной работе. Краеведческий материал поможет обогатить содержание, сделать проводимое занятие интересным, запоминающимся и близким для каждого ученика.
В завершении хочет обратиться с призывом: «Любите и уважайте свой родной край, свою малую родину, участвуйте в делах своего района, гордитесь местом, где вам суждено жить и учиться!».
2019