НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Маркова Е.А., Калашникова С.С. Значение технологии утреннего приема при адаптации детей в ДОУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически — социальном уровне.

Н. В. Кирюхина выделяла адаптацию в трех аспектах [1]: биологическая адаптация — процесс активного взаимодействия организма со средой; социальная адаптация — способность приспосабливаться к социальным условиям; физиологическая адаптация — реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации.

Адаптация – это своеобразный эмоциональный стресс для ребенка и начинается он с прихода в детский сад. Многие дети, заходя в группу, буквально с порога начинают вести себя плаксиво, агрессивно, эмоционально негативно. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и все.

К сожалению, утренние истерики в детском саду, обычное явление, при этом плакать при расставании с мамой могут не только новички, недавно начавшие посещать садик, но и детки. которые долгое время ходят в детский сад. Проблема утреннего приема «без слез» в дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей.

Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является индивидуальная технология утреннего приема детей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, уделяют много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию, то есть к каждому ребенку находят индивидуальный подход.

Для того чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в работе. Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей — одна из важных задач, стоящих перед воспитателем при утреннем приеме ребенка.

Утренний прием в дошкольном образовательном учреждении—это процесс передачи ребенка воспитателю или заменяющему его человеку лично, это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации утреннего приёма уделяется особое внимание в дошкольном учреждении.

Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад.

Безусловно, утренний прием зависит от слаженной совместной проделанной работы педагога и родителей.

К. Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях. Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребенка, воспитатель должен беседовать с родителями, наблюдать за ребенком в разные отрезки времени дня и в разных ситуациях. Такое изучение ребенка поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло.

Побеседовав с родителями, воспитатель рекомендует родителям совместно выработанный план индивидуальной технологии утреннего приема их ребенка.

Как показывает практика, для большинства детей и их родителей, первой и одной из главных рекомендаций индивидуальной технологии утреннего приема является положительный эмоциональный настрой. В первую очередь позитивный настрой взрослых. Малыши тонко чувствуют и легко могут уловить излишнюю тревогу родителей. Чем спокойнее и увереннее родители относятся к этому событию, тем менее болезненно пройдет адаптация. Прежде чем впервые отправиться в группу, малыш должен понимать, что такое детский сад и что его там ждет. Малышу следует рассказать о распорядке дня и особенностях поведения в детском саду. Отличной идеей будет поиграть в детский сад, используя любимые игрушки ребенка. Почитать книги или посмотреть мультфильмы на эту тему.

Вторым этапом индивидуальной технологии утреннего приема ребенка является совместно выработанный ритуал приветствия и расставания.

"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом.

В одних случаях, родители в приемной комнате самостоятельно без участия педагога положительно настраивают ребенка и сопровождают его до группы. Речь идет о том случае, когда детям не требуется особая эмоциональная связь с воспитателем, а они тянутся к общению со сверстниками и применяется ритуал приветствия «Мы каждому рады».

«Мы каждому рады» — это традиция радостно приветствовать утром каждого приходящего ребенка. Форма приветствия может повторяться в неизменном виде или быть разной. Пришедшего приветствуют хором или персонально, но каждый уже находящийся в группе ребенок должен встретить его тепло и радостно.

В большинстве же случаев требуется педагогическое мастерство и умение педагога отвлечь ребенка и речь пойдет о третьем этапе индивидуальной технологии утреннего приема ребенка. Это ряд приемов для успешной адаптации.

Одним из таких успешных приемов может выступить сюрпризный момент.

«Сюрприз» в переводе с французского означает «неожиданность», «новость».

Это что - то такое необыкновенное, волшебное, что вызывает удивление, радость, восторг. Сюрприз всегда вызывает у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты всегда красочны, ярки, неожиданны, они стимулируют развитие творческой фантазии.

В качестве сюрприза отлично подойдет использование игрушек-забав.

По определению Е.А.Флериной - «Игрушки–забавы, "весёлые игрушки", используются для развлечения детей. Особенность игрушек–забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Всё это будит в ребёнке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора»

Игрушки – забавы помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных эмоций.

Такую же функцию могут выполнит современные сенсорные игрушки.

Сенсорными, по сути, можно считать любые игрушки, которые задействуют органы чувств ребёнка: зрение, осязание, слух и даже обоняние. Через различные ощущения предметы способствуют развитию мелкой моторики, воздействуют на мозг и нервную систему, которые в первые месяцы и годы жизни продолжают формирование и остаются очень восприимчивыми к различным воздействиям.

Сенсорные игрушки - игрушки, специально разработанные для того, чтобы активизировать как познавательные, так и физические процессы ребенка. Также, такие игрушки стимулируют один или более из пяти чувств:

зрение, обоняние, слух, осязание, вкус.

Они могут включать такие элементы, как контрастные цвета и звуки, стимулирующие чувства ребенка во время игры.

Следующим приемом может выступить «Музыкальная терапия».

Спокойная, негромкая знакомая детям музыка послужит для профилактики эмоциональных срывов и поможет успокоить плач. Музыкальный фон уместен, когда дети готовятся к занятиям, во время игровых пауз. Малыши легче переносят утреннее расставание с родителями, если слышат в группе негромкую, но ободряющую музыку.

Прием «Персональное пространство»

Иногда необходимо организовать в группе свое «гнездышко» - маленькое уютное персональное пространство, в качестве которого может выступить мягкие подушки, индивидуальные пуфы или просто уголок уединения.

В арсенале педагога дошкольного учреждения достаточно большое количество апробированных успешных приемов, помогающих детям в адаптационный период и здесь лишь отражены некоторые.

Таким образом для успешного утреннего приема, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку и совместно организованный четкий ритуал действия родителей, детей и педагогов. От того как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, зависит эмоциональный уют в группе в течение дня. От организации утреннего приема зависит в дальнейшем, будет ли ребенок с удовольствием ходить в детский сад, с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома.

Литература

1. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая группа раннего возраста./ Л. В Абрамова, И. Ф Слепцова. - Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017-80 с.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. — Воронеж: “Учитель”, 2006. — 236 с.

3.Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2005

4. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. — 112 с

5. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Капла. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с.

. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/28/10-sposobov-uspokoit-plaksu

https://zen.yandex.ru/media/id/595fd57257906a9cc714b319/kak-nauchit-rebenka-perejivat-rasstavanie-s-mamoi- -599287c79044b5313a7d4d78

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/11/13/igry-zabavy#
2022