1.Организационное начало. 2.Определение темы и целей урока. - ТРИЗ. Дадим расшифровку этого понятия – теория решения изобретательских задач. - Когда-то давно люди придумывали разные новые вещи и считали, что изобретательство, творчество идёт откуда-то свыше и дано не всем. Но однажды один учёный, Генрих Саулович Альтшуллер, изучив жизнь многих изобретателей, смог создать такую систему, по которой можно научить думать, изобретать каждого человека. - На нашем уроке мы поставим перед собой две цели: 1. Познакомимся с этой технологией, называется она ТРИЗ; 2. Попробуем что-то изобрести. Так как у нас урок литературного чтения, подумайте, что можно изобрести, сконструировать в этой области? (рассказ, сказку, загадку…) 3. Работа над темой. - Пока мы с вами сидим здесь и общаемся, в мире постоянно что-то изобретают: например, космические корабли, на которых люди смогут полететь к звёздам; роботов, которые будут помогать людям. На многих производствах роботы уже заменили человека. Роботы умеют собирать машины, натирать в доме пол, даже играть в футбол. - Да, со временем какую-то работу за людей будут выполнять роботы. А есть ли что-то, где робот не сможет заменить человека? (Семья, друзья, творчество, создание, придумывание новых вещей.) - Умение думать – это очень важный навык, не подвластный роботам. - То есть человеку остаётся хорошо думать, что-то созидать, изобретать, придумывать. А для этого нужно тренировать мозг. - «Умный» - это что-то значит. Вот у вас есть умный приятель? А как понять, что он умный? Есть какие-то детальки, на которые можно понятие «умный» разложить? (Изобретательность, умение придумывать новые идеи, решение сложных задач, развитое воображение.) - Мы с вами недавно читали повесть «Денис-изобретатель» Геннадия Иванова. Можно ли назвать Дениса умным человеком? Докажите. (Денис много знает, он придумывает, как использовать обычные вещи в нестандартных ситуациях.) - У Дениса не только хорошие знания в разных областях, но и хорошо развито воображение. Великий учёный Альберт Энштейн говорил, что воображение даже важнее, чем знания, потому что знания конечны, а воображение бесконечно и помогает придумать какие-то новые области. - Итак, что такое мышление? Мышление: - воображение; - умение решать задачи; - знания; - знакомство с тем, как жили и работали изобретатели. - Если есть у человека знания, то это хорошая база, основа, на которой он может размышлять и изобретать. Но никто насильно вам в голову поместить знания не сможет, получение знаний зависит от вас самих. - Почему важно знакомиться с жизнью и творчеством великих людей, великих творцов? Потому что у этих людей есть, чему поучиться. Кто-то из них не сдавался, когда было трудно, кто-то из безвыходной ситуации смог найти решение. - А что вы можете тренировать, развивать в себе сами? (Воображение; можем тренироваться решать задачи; можем получать знания.) - ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Сегодня мы будем изобретать, придумывать загадки. Но это дело непростое. Для этого нам необходимо одно умение – умение умение находить признаки, которые есть у предметов, и умение с этими признаками работать. - Что можно рассказать о мышатах на слайде, на какие признаки обратить внимание? (Размер, окраска, какие ушки, зубки, хвост и т.д.) - Сейчас мы выполним одно простое упражнение: возьмите в руки любой карандаш и назовите его признаки, расскажите о нём. (Красный, синий, длинный, из дерева, острый, можно писать, можно рисовать и т.д.) - Для выделения признаков у нас есть помощники. Этих помощников у нас не так мало. Попробуем их выделить. 1). «Можно писать, рисовать, можно точить, сломать…» Откуда вы это знаете? Это ваш опыт, ваши знания: опыт собственный или прочитали в книге, кто-то рассказал. Первый помощник – опыт. 2). То, что карандаш красный, синий, длинный. Это вы откуда знаете? (Видим) Второй помощник – зрение. 3). То, что звук бывает определённый, если карандаш сломать, уронить? (Слышим) Мы явно отличим звук падения карандаша от звука падения, например, книги. Третий помощник – слух. 4). А если понюхать? Мой карандаш, например, пахнет деревом. (Нюх, обоняние) 5). Что мы можем узнать о карандаше при помощи прикосновения? (Вес, температура) Пятый помощник – осязание. 6). Шестой помощник – орган вкуса. Карандаш не вкусный. - Зачем нужно знать признаки? Знание признаков – это ключик к решению многих изобретательских задач, придумыванию загадок и других интересных вещей, потому что у каждого признака есть противоположный признак. - Противоположные признаки создают такое понятие, как противоречие: Противоречие горячий - холодный мокрый – сухой большой – маленький - А теперь попробуйте выполнить такое сложное задание: попробуйте назвать такие предметы, в которых разрешается противоречие; назовите, например, такой предмет, который может быть и большим, и маленьким, но это один и тот же предмет. (Воздушный шарик) - Желание разрешить противоречие приводит людей к придумыванию разных изобретений. Например, велосипед должен быть большим, чтобы на нём было удобно ездить, и маленьким, чтобы его было удобно хранить. И кто-то изобрёл складной велосипед. - Резиновые сапоги – мокрые снаружи, сухие внутри; мороженое в рожке или на палочке – тёплое снаружи, холодное внутри. - Итак, учимся сочинять загадки. Но сначала поработаем с хорошо известными загадками. На окошке, А не кошка. Не возьмёшься, А не ёж. - Чтобы сочинять загадки нам понадобиться то, о чём мы сегодня говорили – знание разных признаков предметов, о которых вы будете сочинять загадки. В этой загадке можно анализировать, что может находиться на окошке, но не кошка; что колючее – не возьмёшься, но не ёж. По этим признакам мы отгадали, что это кактус. - Следующая загадка: Что за здание такое? С виду очень небольшое, Но такой все дни подряд Излучает аромат, Что его и стар, и мал Слышат даже за квартал. - Вариант ответа чётко не определяется. Есть несколько вариантов отгадки: пекарня, парфюмерный магазин. - Следующая загадка: Летит, а не птица, Воет, а не зверь. - Обратите внимание на признаки. Здесь тоже несколько вариантов ответа: ветер, самолёт. - Это очень важный момент, который вам для придумывания загадок нужно учесть: у нас всего два признака и этих двух признаков нам не достаточно, чтобы точно сказать, что это: ветер или самолёт. В этой загадке нам нужен ещё какой-либо признак. - В следующей загадке у нас признаков больше и отгадать её будет проще. Не куст, а с листочками; Не рубашка, а сшита; Не человек, а рассказывает. (Книга) - И когда вы сейчас будете придумывать загадки, старайтесь, чтобы признаков было не меньше трёх. - Рассказываю схему, по которой можно загадку придумать, сконструировать. Рисунок 1. Схема конструирования загадки. - Мы берём какой-нибудь объект – предмет, о котором хотим загадать загадку. Например, арбуз. - Назовите признаки, которые есть у арбуза. (Ответы детей.) - Давайте возьмём три признака: круглый полосатый сладкий - Берём первый признак и думаем, что ещё бывает круглым? (Мяч.) - Берём второй признак. Что или кто ещё бывает полосатым? (Зебра.) - Третий признак: что ещё может быть сладким? (Сахар, мёд) - Можно сконструировать загадку: Круглый, но не мяч, Полосатый, но не зебра, Сладкий, но не сахар (мёд). 4. Работа в группах. - Теперь попробуйте придумать загадку сами о фрукте или ягоде. - Работать вы будете в малых группах по четыре человека. Дети вспоминают правила работы в группе, выбирают ученика, который будет записывать идеи. Ориентируясь по схеме учащиеся сочиняют загадки в течение 5-6 минут. Затем слушаем и обсуждаем сконструированные загадки. 5. Рефлексия. - Ответьте на вопросы: - Какую цель перед собой ставили? - Достигли этой цели? - Что понравилось на уроке? - Что было трудно? 6. Домашнее задание: - Придумайте новогоднюю загадку и нарисуйте отгадку. elena.tchuvilkina@yandex.ru, +7 (928)-066-99-40, Елена