Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf
Загоруйко Галина Александровна,Шишлакова Елена Юрьевна, Кириленко Ольга Леонидовна, КДОУ ВО «Острогожский центр психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи детям дошкольного возраста».
Социализация — процесс весьма длительный, расширение и обобщение социального опыта происходит на протяжении всей жизни человека. Однако начинается она очень рано, одновременно с тем моментом, когда ребёнок физически отделяется от матери.
Социализация ребёнка – это процесс овладения социальным опытом, где в целостную систему соединяются: взаимодействия со сверстниками и взрослыми, процесс усвоения социальных ролей, социальные отношения, становление самосознания ребёнка.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в нарушении его связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Для успешной социализации особенно важен этап детства, в котором закладывается фундамент адаптации.
Нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи. Дети с нарушением слуха — совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют.
Цель работы образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности — содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего недостатки слуха, защита и представление его интересов в различных кругах. Процесс социализации детей требует системного, комплексного подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все направления, все звенья и всех участников процесса социализации. Усилия воспитателей, педагогов, психолога направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно-образовательного процесса, развить эмоциональную сферу, обучить основным приемам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширить представления детей с нарушением слуха об окружающем мире.
Выделяются основные пути работы в плане социализации детей с недостатками слуха, приобщения их к социокультурным нормам, традициям семьи и общества:
1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе (моральные и нравственные ценности).
2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3. Формирования чувства принадлежности к семье и к сообществу детей.
4.Развивтие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5.Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
6. Формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Формирование знаний и представлений об окружающей действительности.
Ознакомление дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира – системообразующая часть воспитательно-образовательного процесса, в ходе которого происходит их социализация и интеграция в социум. Определяется ряд важных задач в плане освоения дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей, адекватной дошкольному возрасту;
- формирование в сознании детей представлений о гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Занятия по ознакомлению с окружающим можно разделить на три составляющих блока «Дети – мир предметов», «Дети – мир природы», «Дети – мир людей».
Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности связано с необходимостью его включения в окружающий мир. В первую очередь в содержание знаний ребёнка об окружающем мире входит формирование полных и точных представлений о назначении предметов, их свойствах и качествах, применения. Используются такие методы и приёмы, как, рассматривание и наблюдение, обыгрывание, выполнение поручений. Дети обучаются правильно и по назначению использовать предметы данной группы, сохранно и бережно относиться к окружающим их предметам, приобретают элементарные навыки трудового быта.
Для всестороннего развития детей, существенно, важным является приобретение знаний о природе и природных явлениях, а также о человеке и условиях его жизни. Очень полезны для детей с нарушениями слуха экскурсии, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, а также труд людей. Это позволяет учиться находиться в социальной среде вне дошкольного учреждения, накапливать и обогащать свои знания, усваивать нормы поведения в обществе.
В дошкольном возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются:
- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
- детский сад (в первую очередь воспитатели);
- общество (сверстники, друзья).
Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями слуха можно охарактеризовать следующими особенностями:
- дети испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений; имеют недостаточные представлений о явлениях социальной жизни и своем месте в ней; слабо оперируют имеющимися представлениями в реальных условиях;
- моральные чувства с затруднениями становятся многообразными и содержательными или не развиваются вообще;
- с большими затруднениями происходит переход от ситуативного поведения к деятельности, подчинённой социальным нормам и требованиям или не переходит вообще.
С этой целью проводятся занятия (фронтальные и подгрупповые), беседы, обыгрывание и моделирование проблемных ситуаций, отмечаются дни рождения в группе, ведётся всесторонняя работа с семьями.
Средства приобщения детей к социальной действительности:
1. Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Не любой объект социального мира средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.
2. Предметы окружающего мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человека. Особенное место в предметном мире занимает – игрушка. Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.
3. Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка (сказки, адаптированные книжки, стихи, песенки-потешки).
4. Расширяет представление детей о мире изобразительное искусство, продуктивная творческая деятельность детей.
5. Игровая деятельность (сюжетно-ролевая, дидактическая игры, игры-драматизации). При этом одним из целевых ориентиров выступает на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам". В играх дети знакомятся с навыками социального поведения, учатся действовать в соответствии с определённой ролью, моделируют социальные отношения, усваивают социальную значимость (игры «Семья», «Магазин», «Больница»)
Принимая на себя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, установленными в социуме, таким образом, бессознательно готовя себя к жизни в мире взрослых.
6. В дошкольном учреждении формируются общепринятые нормы поведения. Дети с нарушением слуха принимают самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих мероприятиях. Они читают стихотворения, выступают с танцевальными номерами, играют в организованных совместных играх со сверстниками и взрослыми. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией.
7. Воспитанники ОУ принимают активное участие в конкурсах разного уровня: всероссийский, областной, муниципальный, на уровне организации. Организуются массовые мероприятия с привлечением социальных учреждений.
Социальная среда дошкольного учреждения не только обеспечивает сам процесс социализации, но и способствует раскрытию индивидуальности дошкольника. Важно проводить работу успешной социализации неслышащих детей в социум, которая поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Таким образом, при соблюдении условий воспитательно - образовательной работы, дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества.