Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Колесникова И.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра


Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ. Для них характерны, как правило, сложные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, адаптивности, здоровья в целом. Образование и «вхождение в жизнь» так называемого «сложного» ребёнка до настоящего времени оставалась трудноразрешимой задачей его семьи. Опыт зарубежных стран (Германии, Японии, Испании, Италии и др.), напротив, указывает на то, что дети со сложными нарушениями в развитии успешно адаптируются в социуме, становятся не только социально адаптированными, но и приносят пользу обществу. Актуальность проблематики расстройств аутистического спектра (РАС) определяется высокой частотой встречаемости. Распространённость нарушений аутистического спектра среди детей неизменно прогрессирует. Ребёнок с РАС, нуждающийся в социализации, может осуществлять своё право на участие в общественной жизни и вести достойную жизнь в будущем.
Конечно, рекомендация к посещению школы такими детьми не означает, что в воспитательном и образовательном процессах не будут учитываться особенности этих детей. Для них составляется индивидуальный образовательный маршрут, пишется адаптированная образовательная программа, в которой раскрывается содержание коррекционно - развивающей работы, максимальная интеграция воспитанников с РАС в общество. Такие дети удивляют отсутствием живого любопытства, интереса к новому; они не исследуют окружающую среду; любое препятствие, малейшая помеха тормозят их активность и заставляют отказаться от осуществления намерения. Однако наибольший дискомфорт такой ребенок испытывает при попытке целенаправленно сосредоточить его внимание, произвольно организовать его поведение. Большую роль в этом играет психологическая обстановка, так как для них очень важно чувствовать себя комфортно в любых условиях. Все участники образовательного и воспитательного процессов должны следовать определённому распорядку. Малейшее изменение в обстановке может вызвать у аутичных детей стресс. На занятиях очень важно создание ситуации успеха, постоянное поощрение, стимулирование. Ребёнку нужно помогать при возникновении затруднений. Хорошее влияние на ребёнка с аутизмом оказывает совместная работа в паре. Это делается не на начальном этапе обучения, а когда ребёнок уже освоится в новой обстановке. Такой вид работы позволяет эффективнее ввести ребёнка в общество.
Очень важна информированность общества о проблемах детского аутизма. Аутичный ребёнок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине сильно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление «противостоять всему миру», рвутся дружеские связи, растёт страх перед появлением в общественных местах – т.е. формируется вторичная аутизация всей семьи.
Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения таких детей: неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия. Могут также отмечаться нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении. Характерны сложности в освоении бытовых и социальных навыков.
В результате своевременно начатой упорной коррекционно-развивающей работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребёнка в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребёнок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми, и каждый серьёзный шаг на этом пути доставляет огромную радость и удовлетворение ему и его близким. Нередко успешной социализации способствует особая одарённость ребенка в какой-либо сфере: это может быть, например, «врождённая» грамотность, способность к музыке, рисованию, техническому конструированию.
Однако, хотя такой ребенок действительно многое может понять сам, привлечь его внимание, научить чему-нибудь бывает крайне трудно. Когда его оставляют в покое, он доволен и спокоен, но чаще всего не выполняет обращённые к нему просьбы, не откликается даже на собственное имя, его сложно втянуть в игру. И чем больше его тормошат, чем больше с ним стараются заниматься, снова и снова проверяя, действительно ли он может говорить, тем больше он отказывается от контакта, тем более ожесточёнными становятся его странные стереотипные действия, самоагрессия.
Специалисты, впервые приступившие к работе с аутичным ребёнком, нередко попадают в необычную ситуацию: их предыдущий профессиональный опыт неожиданно оказывается неприменимым. Привычные, проверенные способы воспитания и обучения не всегда приносят здесь успех. Специалист начинает чувствовать неуверенность в себе, потому что не может положиться на проверенные в работе с другими детьми методики. Конечно, очень важно вовремя понять основную логику воспитания такого ребёнка, но, может быть, еще важнее научиться доверять себе, не торопиться, но пробовать, используя любую возможность взаимодействия; и в этой ситуации лучшим учителем, точнее всего подсказывающим нам, что и как делать дальше, часто становится сам ребёнок. Такая позиция способна уберечь от многих ошибок. Одной из них может стать стремление к тому, чтобы ребёнок прежде всего был «удобным». Откликаясь на жалобы родителей, психолог или другой специалист действительно может сделать его более спокойным, но надо отдавать себе отчёт, будет ли этот успех работать на преодоление аутизма, развитие и социализацию ребёнка. Другая вероятная ошибка – пытаться во что бы то ни стало подвести его под шаблон возрастной нормы. Часто на это толкает понятное стремление доказать другим людям интеллектуальные способности ребёнка, его возможность обучаться. Однако подобная зависимость от мнения посторонних может привести к потере надёжных ориентиров в работе. Определяя задачи и последовательность действий, необходимо всё время исходить из реальной ситуации, из логики развития ребёнка, проверять себя с точки зрения здравого смысла: нужно ли ему сейчас то, что мы хотим сделать, для чего нужно, как он это сможет использовать дальше? И, оценивая результаты, мы не должны вести отсчёт от абстрактной возрастной нормы: наш ориентир – это, конечно, динамика достижений самого ребёнка. В коррекционной работе вообще нельзя торопиться и форсировать события. Развитие ребёнка часто идёт неравномерно, скачками, каждый раз он должен созреть, чтобы сделать следующий шаг в освоении мира, а затем опять долго осваиваться и пробовать новые способы жизни. Если мы будем слишком его подталкивать, это может, наоборот, отодвинуть очередной шаг.
Процесс социализации детей с РАС - это процесс длиною во всю школьную жизнь. Другим детям класса необходимо объяснять, почему «особенный» ребёнок отличается от них - плохо говорит, необычно выглядит, странно себя ведёт. Рассказать, что ему трудно и объяснить, чем ему можно помочь.
Реализация основной общеобразовательной программы образования обучающихся в коррекционной школе осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность - это не только дополнительное образование в школе, но и общение за пределами образовательного учреждения.
Главная цель такой коррекционно-развивающей работы – более успешная социализации детей с РАС в будущем.
Задачи:
-создание условий для развития индивидуальности ребёнка;
- коррекция дезадаптивного поведения;
- гармонизация эмоционально - волевой сферы;
-приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми.
Первые контакты такого ребёнка с людьми, не являющимися педагогами, по возможности, нужно строить опосредованно, через контакт с его близкими. Обычно именно сидя у мамы на руках или привалившись к ней, ребёнок начинает поглядывать на незнакомого человека, прислушиваться к общему разговору. Понятно, что в этом разговоре мы, как минимум, не должны затрагивать темы, неприятные ребёнку. Лучше, если беседа будет строиться вокруг того, что может быть значимо, интересно и ему и маме. Именно под прикрытием этого общего разговора происходит постепенное привыкание, прямое обращение и передаёт инициативу глазного контакта ребёнку. Такая тактика позволяет постепенно уменьшить тревогу и напряжение ребёнка, он получает большую возможность сосредоточиться на новом лице, менее болезненно реагирует на взгляд и, дополняя ответы мамы, может даже начать вставлять свои замечания в разговор, адекватно отзываться на ваши ласковые прикосновения. Следует помнить, что и эти относительно «лёгкие» случаи установления контакта требуют терпения, и здесь контакт нельзя форсировать. Необходимо постоянно контролировать себя, отслеживая изменения в поведении ребёнка: нарастание у него тревоги, аффективного напряжения может привести к его уходу от тактильного и глазного контакта, но ещё до этого мы можем заметить увеличение моторной напряжённости, суетливости, скованности в движениях, появление элементов моторных стереотипий. В этом случае взрослый должен немедленно снизить собственную активность в контакте и поискать другую, возможно, более приятную ребёнку, тему для общего разговора.

Название учреждения

Название мероприятия, выставки

Историко-мемориальный музей

«Федорино горе» (история посуды),«Водный транспорт» (оригами - кораблик), «Поделки из бересты», «Русское чаепитие»

Национальный парк Водлозерский

«Как животные зимуют», «Зимующие птицы», «Растения и животные весной», «Птицы»

Межпоселенческиий культурный центр

«Выставка кукол, сделанных мастерами», «Клумба на подоконнике»

Центральная городская библиотека

«Школа вежливых наук»

Центр дополнительного образования

«Вперёд, мальчишки!»

Таблица 1. Взаимодействие школы с учреждениями города.
Занятия проходят 2-3 раза в четверть.
Предполагаются основные личностные результаты:
- осознание себя как члена общества, гражданина своей страны;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации.
Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционно - развивающая работа может продвигаться медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.

Библиографический список

1. Антонова К. Ребёнок с РАС: особенности психологического развития. http://fb.ru/ (электронный ресурс)
2. Захаренко А.С, Рокицкая Ю.А., Шепель Т.А, Гагина И.П., Платонова А.В., Полякова Г.С, Тряскина И.П., Шкилонцева О.В. Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Методическое пособие. Челябинск. 2016
3. Мелешкевич О. В., Эрц Ю.М. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. - Самара: Издательский дом «Бахрах - М», 2014
4. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 1997
2019