Актуальные вопросы начального общего образования

Вепренсова С. Н. Словарная работа на уроках русского языка в 3‑4-м классах

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Данная разработка предназначена для учащихся 3-4-х классов и направлена на формирование навыка правильного написания словарных слов, развитие орфографической зоркости, самоконтроля, интереса и позитивного отношения к изучению русского языка.
Разработка включает в себя поэтапное изучение словарных слов в течение недели для лучшего запоминания слов с непроверяемым написанием. Работа может проводиться как в классе, так и дома. В зависимости от темы и типа урока задания могут быть использованы, как полностью, так и частично.
Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.
Как известно, содержание учебных предметов – системность и обобщенность понятий, подлежащих усвоению, – задает и проектирует определенные качества мышления (эмпирическое или теоретическое), внимания (произвольное или непроизвольное), памяти (смысловая или механическая) и других психических процессов. Поэтому вторым направлением совершенствования содержания учебных предметов должны стать отбор и структурирование учебного содержания в соответствии с требованиями системности, выделения «единиц» учебного содержания и обеспечения учащихся методом познания соответствующей сферы предметной действительности.
Русский язык - один из богатейших языков мира. Однако вряд ли можно найти человека, который владел бы всем словарем современного русского литературного языка. В своей практической деятельности человек употребляет лишь определенное количество слов, поэтому не только в начальных, но и в старших классах нет необходимости, да это и немыслимо, овладеть всем словарем русского языка.
Для активного усвоения в начальных классах предусматривается определенный словарный минимум. В каждом из последующих классов количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Поэтому эта тема актуальна. Одна из причин актуальности – неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.
Усвоение написания трудных слов требует многократных и систематических упражнений, которые связываются со всеми видами работ учащихся. Поэтому для усвоения учащимися слов с непроверяемыми написаниями учителю необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов.
В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея ввиду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:
-активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
-обучающий характер учебной деятельности;
-регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Изучив различную литературу по данной теме, я решила создать свою систему работу над словарными словами, которой пользуюсь уже на протяжении многих лет. Используя данную методику, добиваюсь хороших результатов.
Данную форму работы со словарными словами рекомендуется начинать с 3 класса. Материал можно использовать в виде планируемого в структуре (словарной работы) дли­тельностью от 7- 8 до 15 мин и как разнообразные варианты упражнений для домашней работы.
·          Начинаю с того, что необходимо все словарные слова из программы нужно распределить по темам: например, «В лесу», «В деревне», «В Москве» и т.д.
В лесу
берёза
мальчик
заяц
лисица
медведь
осина
орех
топор
В деревне
корова
молоко
петух
сирень
яблоко
тарелка
хозяйство

В Москве
метро
Москва
народ
ноябрь
родина
столица
Россия
На реке
песок
четверг
ребята
север
собака
товарищ
месяц
Овощи
горох
капуста
картофель
морковь
огород
огурец
помидор
В школе
хорошо
понедельник
дежурный
класс
сентябрь
учитель

Утром
лимон
сахар
стакан
девочка
завтрак
малина
пятница
Зимой
декабрь
мороз
сорока
ворона
воробей
коньки
январь
пальто
Хмурый день
сапоги
платок
одежда
пальто
улица
погода
ладонь
На уроке
русский язык
алфавит
карандаш
пенал
тетрадь
ученик
рисунок
ракета
На поле
овёс
пшеница
работа
растение
солома
трактор
урожай
отец
Город
магазин
трамвай
восток
завод
суббота
город
лестница
октябрь
Семья
картина
квартира
комната
кровать
мебель
посуда
ужин
молоток
Лето
деревня
грядки
овощи
ягода
земляника
обед
арбуз

 
 



·          Затем один из предложенных вариантов учитель выбирает для работы со словарными словами.
Вариант 1
Понедельник
·          Ознакомление с блоком
·          Орфографическое проговаривание (3 раза)
·          Запись слов в словарик с выделением орфограмм и постановкой ударения
·          Выяснение значения слов
·          Деление на слоги для переноса (орфографически проговаривая)
Д\з к данным словам подобрать слова, которые определяли бы действие этого предмета.
Вторник
·          Учитель диктует эти же слова, но в другом порядке
·          Поставить знак ударения
·          Выделить цветным карандашом гласные, твёрдые и мягкие согласные
·          Подчеркнуть гласные и согласные, которые нельзя проверить, надо проверить
Д\з к данным словам подобрать слова, которые определяли бы признак этого предмета.
Среда
·          Учитель диктует эти же слова, но в другом порядке
·          Поставить знак ударения
·          Подобрать однокоренные слова (где возможно)
Д\з вставить пропущенные словарные слова (раздать готовые предложения с пропущенными словами)
Четверг
·          Дети записывают эти же слова
·          Поставить знак ударения
·          Подчеркнуть гласные и согласные, которые нельзя проверить, надо проверить
Д\з Составить предложение с каждым из слов
Пятница
·          Диктант (слова записываются на небольших листочках)
Д\з Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание своего текста
Вариант 2
Понедельник
1.       Разделить слова на слоги для переноса.
Выбрать одно слово и сделать фонетический разбор¹.
Вторник
1.       Составить словосочетания со словарными словами: прил.+сущ.

К одному из слов подобрать 3 родственных слова и разобрать их по составу.

Среда
1.       С каждым словарным словом составить предложение. Разобрать предложение по членам предложения.
Четверг
1.       Написать слова с предлогами.
Выполнить морфологический разбор₃ одного слова.
Пятница
Составление мини-рассказа с данными словами по данной теме.
Вариант 3
Понедельник
1.       Прочитай словарные слова по слогам 3 раза.
2.       Раздели их на слоги для переноса.
3.       Записать каждое слово сначала только согласными, а потом гласными.
Сделай фонетический¹ разбор одного из них.
Вторник
1.       Составить с каждым словом словосочетание (где возможно).
Выполнить морфологический разбор³ любой части речи.
Среда
1.      Составить с каждым словарным словом распространённое предложение (но не сложное!!!).
2.      Одно из предложений разобрать по членам предложения (указать основу предложения, подчеркнуть второстепенные члены предложения, сверху над каждым словом указать части речи).
3.      В скобках указать, какое предложение:
по цели высказывания (повеств., побудит., вопросит.)
по интонации (воскл., невоскл.)
двусоставное (подлежащее+сказуемое) или односоставное (только подлежащее, или только сказуемое)
распространённое (нераспространённое)
осложнено однородными членами (не осложнено)
Четверг
1.       Записать каждое словарное слово столбиком с каким-либо предлогом, указать падеж и склонение.
2. К каждому слову подобрать родственные слова (где возможно). Выбрать любое словарное слово в любой форме и разобрать по составу².
Пятница
1.       Записать каждое словарное слово столбиком с каким-либо предлогом, указать падеж и склонение.
2. К каждому слову подобрать родственные слова (где возможно). Выбрать любое словарное слово в любой форме и разобрать по составу².
Систематическая работа над словарем по данной методике формирует у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.

Библиографический список

1.       Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.
2.       Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.
3.       Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.
4.       Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
5.       Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. -М., 1989.
6.       Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989.
7.       Карупе А Я. Обучение детей в школе. - М., 1994.
8.       Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы. М., 2008.
9.       Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.
10.   Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
11.   Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.
12.   Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.
13.   Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
14.   Сычёва Н.В.Словарные слова.-ООО Издательство А СТ, 2015
2020