Семья для ребенка – дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Всё начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Нельзя перечеркивать роль отца, но мать, как правило, ближе к ребенку и играет в его жизни особую роль. Поэтому гуманные чувства должны воспитываться у малыша прежде всего по отношению к матери. Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений, оказывать помощь друг другу, проявляет разностороннюю заботу. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а начинать надо с того, что ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней, уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, соблюдение семейных традиций, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к тем нормам поведения, которые усваивает от взрослых: думать не только о себе, но и о других людях, помогать и жалеть старых членов семьи, дружить с братьями, сестрами. Приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому. Прежде всего дошкольник должен получить представление о доме, как общественной ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом, семью, традиции, передающиеся из поколения в поколение – большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремиться обзавестись домом, устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять все это – страшная беда. В настоящее время семья переживает не лучшее время. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью. Потому задача дошкольного воспитания – создать условия для формирования у детей насыщенного образа семьи, родного дома. Они должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательным друг к другу, помогать словом и делом. Нравственно-патриотическое воспитание одна из наиболее актуальных проблем воспитания сегодняшнего подрастающего поколения. В дошкольном учреждении мы уже ставим перед собой цели и задачи по формированию таких качеств как: чувство сострадания, любви к родным и близким, думать не только о себе, но и о других людях, быть честным, трудолюбивым. Проектная методика является инновационной педагогической технологией и открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Знания, преобразованные в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответа на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и потому интересны. У детей развивается научное мышление, способности к дальнейшему образованию - приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия. Основой формирования представлений о семье как явлении общественной жизни должна стать социально одобряемая модель, то есть полная и благополучная семья. В понятие семьи наряду с составом необходимо включить описание семейных взаимоотношений и обязанностей членов семьи. В процессе разработки идеальной модели семьи, с которой можно было бы познакомить дошкольников на занятиях, наши были использованы материалы психолого - педагогических исследований. Применительно к модели семьи мы предлагаем в работе с детьми использовать следующее определение «семья-это мама, папа, дети – братья и сестры, бабушки и дедушки». Однако при этом важно подчеркнуть, что семьи могут быть разными; у всех ребят в группе есть семьи, и все они разные, непохожие друг на друга. Особенно эффективным достижением цели является разработка проекта «Семья и Я». Мы разработали программу формирования у старших дошкольников семейных ценностей, которая включает три этапа. Каждый этап содержит в себе формы и методы работы по формированию нравственных качеств личности ребенка. 1. Организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи. Формированию интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи способствовали следующие формы работы: индивидуальные беседы «Моя семья», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей»; дидактические игры «Кто для кого?», «Найди сходства и различия», «Чей я ребенок, угадай?» 2. Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей. Для достижения наиболее высоких результатов формирования семейных ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиций в семье. Формы воспитательного взаимодействия с семьей: семейные праздники «Неразлучные друзья - взрослые и дети», «Мама – весна», «Новый год – семейный праздник»; консультации для родителей «Роль семейной традиции в воспитании дошкольников», «Воспитание патриотизма у детей через привитие любви к родному краю», «Воспитание ценностей дома». Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают принятые каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Цель проведения семейных праздников – подвести родителей к понимаю того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Один из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью - это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер – это или общая игра, или ужин всей семьей, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нем и отложить все другие дела. Есть много тем, которые можно обсуждать на семейном вечере: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем» и т. д. В результате произошла переоценка взглядов родителей на свое поведение в присутствии детей, они отвели значительное место общению с детьми, доброжелательному к ним отношению. Таким образом, дети подводятся к первоначальному, еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненно, нравственный результат такой работы: создается реальная возможность вести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения.
Список использованной литературы
1. Афанасьева Г.М., О.А. Дюжева Азбука семейной жизни. /Г.М. Афанасьева., О.А. Дюжева, - М.: Просвещение, 1989г. 2. Бычкова М.Е. Что значит именно родные. / М.Е. Бычкова, Богородский печатник, 2000г. 3. Дементьева И.Ф. Российская семья; проблемы воспитания: Руководство для педагогов. / И.Ф. Дементьева.- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000г. 4. Доброва Г.Р. Усвоение детьми терминов и отношений родства// Человек - №3. - 2003г. 5. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. / Е.К. Ревина, М.: Мозаика - Синтез, 2008г.- 128с