НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Карсункина Е.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает сделанный на основе тщательного анализа вывод об «утончении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре и постепенный уход в небытие в первую очередь игр, имеющих тысячелетнюю историю. Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться» и «выиграться».
Введение Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, использования таких педагогических технологий, которые уважали бы личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников Организации) и детей.
В настоящее время, по мнению Б.С. Волкова коммуникативные способности, основанные на человеческих отношениях, связаны с дефицитом воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Отсутствие положительного опыта общения детей приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера [5, с. 98].
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни.
Современные отечественные специалисты в области общения детей с взрослыми и сверстниками - Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова рассматривали формы и методы развития коммуникативных способностей у дошкольников.
На сегодняшний день одним их ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса.
В современных  критериях  реформирования системы образования
неувязка формирования коммуникативных   возможностей выходит
 на  степень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия с взрослыми и ровесниками, и в целом успешность  социальной
адаптации  детей.
Как отмечается в энциклопедическом словаре: «Коммуникативные способности - индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
Коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие динамику и эффективность успешности приобретения знаний и формирования навыков, а также выработку на творческой основе умений установления и поддержания взаимодействия на партнерской основе.
В данном определении, соглашаясь с А. Г. Ковалевым, делаем акцент на проявлении способностей в процессе обучения. Именно динамика и эффективность приобретения знаний и формирования навыков будет определять первоначальный репродуктивный уровень развития способностей и уже затем на творческой основе (продуктивный уровень) выработку умений установления и поддержания взаимодействия на партнерской основе.
Тема недели: Виды транспорта.
Тема дня: Водный транспорт.
Название игры: «Путешествие на корабле»
Цель:
- Учить детей отражать в игре разнообразные сюжеты о жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле.
- Формировать положительные взаимоотношения детей друг к другу.
- Воспитывать уважение к труду работников флота.
- Совершенствовать навыки общения со сверстниками.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
7-00 – 8-00 - прием детей в группу. Сюрпризный момент. Распределение ролей.
8-00 – 8-15 - зарядка по сюжету «Морское путешествие»
8-15 – 8-30 - завтрак.
СРИ «Повар»
Цель:
- воспитывать уважение к труду, умение работать в коллективе;
- учить детей отражать через роли уважение в отношениях друг с другом, желание помогать друг другу, воспитывать активность к хорошему и неприязнь к плохому.
8-30 – 8-55 – свободная деятельность. Построение корабля. Взятие на себя распределённых ролей в сопутствующих сюжетах.
9-00 – 9-30 – ООД «Социально – коммуникативное развитие» «Окружающий мир»
Игра «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
9-45 – 10-15 – ООД «Музыкальное развитие»
Игра «Найди своё место»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, уважительное отношение друг к другу.
Танец «Яблочко»
Цель: Приобщать к активному, коллективному участию в танце. Побуждать желание детей самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.
10-30 – 11-00 – ООД « Художественно - эстетическое развитие «Лепка»
«Фрукты, овощи для гостей »
Цель: развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли. Способствовать использованию в играх представлений об окружающей жизни.
11-10 – 12-30 – прогулка. Корабль заходит в порт.
СРИ «Экскурсия по кораблю» (для тех, кто не сходит на берег)
Цель: учить детей преодолевать препятствия, встречающиеся на пути (канат, лестница, горки и т. д).
СРИ «Моряки - рыбаки»
Цель: Учить детей брать на себя и обыгрывать роли капитана, рулевого, матросов, повара-кока, моряков-рыбаков. Продолжать учить использовать предметы-заменители, четко выполнять цепочку игровых действий. Активизировать речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
СРИ «Врач» (оказание помощи тому, кто нуждается)
Цель: Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
СРИ «Магазин» (покупка овощей и фруктов для пассажиров и команды корабля)
Цель: Научить  детей умению обращаться к продавцу, воспитывать   культуру общения.
 Закреплять правила поведения в общественных местах.
 Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
 Учить детей принимать роли на себя, реализовывать и развивать сюжет игры.
 Закреплять  знания о функционировании магазина.
 Воспитывать умение играть коллективно, уступать друг другу, договариваться между собой.
СРИ «Почта» (отправить письмо или поздравительную открытку)
Цель: Формировать у детей представления о труде работников почты. Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции.
Развивать воображение, мышление, речь.
Воспитывать самостоятельность, ответственность, желание приносить   пользу   окружающим.
12-30 -13-00 - возвращение с прогулки. Обед.
СРИ «Ресторан»
Цель: расширять у детей представления о труде работников ресторана; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах.
- формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих;
- закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;
- формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
13-15 – 15-00 - релаксация «Шум моря». Сон.
15-00 -15-10 – гимнастика пробуждения по сюжету («Морское царство»)
15-10 – 15-30 – полдник.
СРИ «Помощники»
Цель: Расширять у детей представления о труде работников столовых, кафе. Развивать интерес и уважение к профессиям повара, официанта. Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
15-30 -16-30 – свободная деятельность: изготовление сувениров для встречающих (пользуясь развивающей средой группы).
16-30 – 17- 30 – прогулка. Уход детей домой (причаливает корабль в порт. Встреча родных, дарение сувениров.)
Тема недели: «Семья»
Название игры: «Обед в семье»
Цель:
-Формировать у детей обобщенное представление о семье.
- Учить детей взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами (мама-дочка).
- Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
- Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
-Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
- Воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи.
-Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.
7-00 – 8-00 - прием детей в группу. Сюрпризный момент. Распределение ролей.
8-00 – 8-15 - зарядка по сюжету лексическая тема «Семья»
8-15 – 8-30 - завтрак.
СРИ «Кафе»
Цель:- воспитывать уважение к труду, умение работать в коллективе;
- учить детей отражать через роли уважение в отношениях друг с другом, желание помогать друг другу, воспитывать активность к хорошему и неприязнь к плохому.
8-30 – 8-55 – свободная деятельность. Игровая ситуация: «Папа может все, что угодно». Обустраивание из модулей развивающего пространства для игры.
9-45 – 10-10 «Социально – коммуникативное развитие» «Окружающий мир»
Игра «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
10-20 – 10-45 Познавательная деятельность ФЭМП.
СРИ «Мамины помощники»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, повторить порядковый счет, цвет.
16-00 -16-25 Физическое развитие
СРИ «Путешествие в зоопарк»
Цель: закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать атрибуты.
11-10 – 12-30 – прогулка.
СРИ «Экскурсия в лес»
Цель: учить детей преодолевать препятствия, встречающиеся на пути (канат, лестница, горки и т. д).
СРИ «Отдых на пикнике».
Цель: Формировать умение распределять роли с помощью взрослого. Расширять сферу социальной активности детей и их представления об окружающем; расширять словарный запас: понятие «пикник».
СРИ «Врач» (оказание помощи тому, кто нуждается)
Цель: Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровая ситуация «Правила поведения на природе (в лесу)»
Цель: Воспитывать у детей стремление заботиться о природе, беречь ее, чувство сопереживания, жалости и сострадания к обитателям природы.
12-30 -13-00 - возвращение с прогулки. Обед.
СРИ «Мамины помощники» (помогают маме накрывать стол на природе)
Цель:  Формировать у детей представления о сервировке стола на пикнике.
Воспитывать самостоятельность, ответственность, желание приносить   пользу   окружающим.
13-15 – 15-00 - релаксация «Водопад». Сон.
15-00 -15-10 – гимнастика пробуждения по сюжету («Я и моя семья»)
15-10 – 15-30 – полдник.
СРИ «В гости к бабушке»
Цель: - Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между детьми, выбравшими определенные роли.
- Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активность детей в игре.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманности, ответственности, дружелюбия.
15-30 -16-30 – свободная деятельность: рисование портрета семья (пользуясь развивающей средой группы).
16-30 – 17- 30 – прогулка. Уход детей домой. Встреча родных, дарение портретов.
Задание на дом: подготовить рассказ о семье.
В процессе сюжетно - ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивом и норм отношений между людьми. Сюжетно-ролевая игра это такой вид игры, которое имеет содержание, роль, сюжет. Идет обогащение игрового опыта детей средством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивается умение выбирать роль, выполняется в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий, также взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре.
В системном применении удачно создается сюжетно - ролевая игра детей. Возрастает независимость детей в постановке игровых задач, которые решаются равномерно усложняющимися способами и с поддержкой наиболее обобщенных средств. В игре употребляется развернутые и обобщенные игровые действия с предметами - заместителями и воображаемыми предметами. У детей увеличивается интерес к роли, они употребляют различные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом.
Особое значение имеют сюжетно - ролевые игр для развития коммуникативных способностей детей   старшего дошкольного возраста.
Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры является одной  из её важнейших особенностей. Игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не смогут играть в одиночку. Но присутствие детского сообщества – это более благоприятное условие для развития сюжетно - ролевых игр.

Библиографический список
1.       Лисина, М.Н. Формирование личности ребенка в общении.– СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
2.       Максаков А.И. Учите, играя. – М.: Мозайка - Синтез, 2014. – 105 с.
3.       Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
4.       ЧернецкаяЛ.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.– 256 с.
5.       Эльконин Д.Б. Психология игры...- 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.–210с.
6.       
2018