Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Мироненко Н.В. Методические рекомендации к проведению физических минуток на учебных занятиях

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизирует защитные силы организма. Недостаток двигательной активности- одна из наиболее распространенной причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя её развитию, более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т.е. создается некоторый ее избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы - это предпосылка (структурно- энергетическое обеспечение) к выполнению ещё больших по объему и интенсивности нагрузок. Возраст от 6 до 14- период активного совершенствования мышечной системы и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.
Неуравновешенность возбудительно - тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Внешними правлениями утомляемости являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.
Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-20 минута урока. В 1 классе рекомендуется проводить по 2 физкультминутки за урок. Во 2-4 классах по 1 физкультминутке начиная со 2го или 3 го урока. Длительность минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз.
Преимущество двигательных минуток на уроке:
1.        В них принимает участие все ребята.
2.        Учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности.
3.        Вырабатывается привычка и потребность двигаться, способствует формированию культуры движения.
4.        Сближает учащихся, раскрепощает их.
5.        Повышает работоспособность, помогает преодолеть усталость и сонливость.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1.       Исходное положение (ИП) – сидя на стуле, 1 – 2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
2.       ИП – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – ИП, 3 – поворот головы налево, 4 – ИП. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
3.       ИП – стоя или сидя, руки на поясе, 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 – ИП, 3 – 4 – то же правой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1.       ИП – стоя или сидя, руки на поясе, 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2.       ИП – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, 1 – 2 свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3.       ИП – сидя, руки вверх, 1- сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища

1.       ИП – стойка ноги врозь, руки за голову, 1 – резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
2.       ИП – стойка ноги врозь, руки за голову, 1 – 5 – круговые движения тазом в одну сторону, 4 – 6 – то же в другую сторону, 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
3.       ИП – стойка ноги врозь, 1 – 2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 – 4 – ИП, 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц, с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для младших школьников

на уроках с элементами письма

1.        Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. ИП – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – ИП, 3 – поворот головы налево, 4 – ИП, 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – ИП, 7 – голову наклонить вперед. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
2.        Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. ИП – сидя, руки подняты вверх, 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3.        Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. ИП – стойка ноги врозь, руки за голову, 1- резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
4.        Упражнение для мобилизации внимания. ИП – стоя, руки вдоль туловища, 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7 – 8 хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2 – 3 раза – средний, 4 – 5 раз быстрый, 6 – медленный.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1.       Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.

2.       Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 – 5 раз.

3.       Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.

4.       Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

5.       В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

Литература

Ø «Школа физкультминуток» В.И.Коваленко («ВАКО» Москва)
Ø «Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие» С.А.Исаева
(М.: Айрис-пресс)
Ø «Школа и здоровье учащихся» Н.Т. Лебедева ( Москва)
Ø «Возрастная физиология и школьная гигиена» А.Г.Крипкова (Москва, Просвещение)
 
2019