Исследовательская и проектная деятельность

Лисовская Л. И. Исследовательская деятельность как инструмент формирования функциональной грамотности учащихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf


Доминирующим компонентом организации образовательного процесса ФГОС определяет практико-ориентированную, исследовательскую и проектную деятельность, основанную на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся. Акцент переносится с обучения на учение, т.е. ученик из пассивного «поглотителя» знаний становится исследователем, самостоятельно их добывающим. В процессе исследования ученик учится искать необходимый теоретический конструкт, интерпретировать источники, выдвигать гипотезы, ставить задачи.
Согласно PISA, под функциональной грамотностью понимается «повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития».
Формирование функциональной грамотности учащихся происходит в образовательном процессе, который построен в соответствии с компетентностным подходом, подразумевающим задачный метод.
Речь идёт не совсем о тех задачах, которые традиционно обозначены во вступительной части любого исследования.
Выстраивая содержание исследования или проекта через решение учебно-познавательных задач, учитель погружает учащихся в естественную ситуацию «открытия» нового знания, отношений и ценностей.
Задачное построение содержания исследовательской деятельности подразумевает концентрацию учебного материала вокруг ядра, цели исследовательской работы, на достижение которой направлено решение исследовательских задач.
Типология исследовательских задач:
·          поисковые, когда нет готовых алгоритмов решения, задачи такого типа часто предполагают не единственное решение;
·          проблемные, которые побуждают ученика к поиску ассоциаций, аналогий, самостоятельному конструированию принципов, ключевых идей, утверждений, требующих обоснования и доказательства;
·          креативные, характеризующиеся высоким уровнем самостоятельности, активности и творческой деятельности, предполагает самостоятельное выдвижение гипотезы и разработку плана решения, в процессе которого может происходить раскрытие новых сторон изучаемых объектов, событий, высказывание собственных суждений, оригинальных идей и оценок на основе всестороннего анализа исходных данных.
Доказано, что в возрасте 12 – 16 лет характер учебной деятельности определяет исследовательский подход. По определению Клевцовой С.В. исследовательский подход в обучении – это такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования». Исследовательский подход помогает актуализировать внутрипредметные и межпредметные связи, изменить характер взаимоотношений участников образовательного процесса в сторону партнёрства.
Учебно-познавательная деятельность учащихся в процессе исследовательской и проектной деятельности имеет свои структурные компоненты:
·          Ознакомление: педагог озвучивает плановые инструкции, вместе с учащимся формулируют необходимые определения, определяют источники информации.
·          Понимание: формируются взаимосвязи будущего исследования, прогнозирование дальнейших действий.
·          Применение: решение проблем посредством использования уже известной информации, применение идей в новых ситуациях.
·          Анализ: проведение различий между фактами и предположениями, сравнение и противопоставление, раскрытие уникальных особенностей изучаемых явлений, оценка уместности полученных данных, выявление логических ошибок.
·          Синтез: написание текста работы.
·          Оценка: осуществление оценки качества собственных продуктов и идей, принятие и отрицание идей, оценка логической последовательности материала, оценка степени адекватности, подтверждение выводов фактами.
Умения, которые развивает учебное исследование:
- распознавать вопросы, идеи, проблемы, которые могут быть исследованы;
- выстраивать стратегию исследования;
- выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов;
- выдвигать / доказывать / опровергать гипотезу;
- видеть связь между поставленной задачей и новой информацией;
- применять факты;
- выстраивать исследовательскую деятельность проблемно;
- переносить знания в новую ситуацию;
- демонстрировать коммуникативные умения.
Перечисленные умения являются обязательными компонентами функциональной грамотности учащихся.
Библиографический список
1.       Абдулаева О.А. Учебно-познавательные задачи как способ приобщить учащихся к творческой деятельности: учебно-методическое пособие. СПб.: СПб АППО, 2015. 23 с.
2.       Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. СПб.: КАРО, 2019. 20 с.
3.       Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание «Альманах Пространство и время», 2015, № 1. Дата обращения 03.06.2020.
4.       Клевцова С.В. Исследовательский подход в обучении физике. Электронный ресурс. http://rea7.ru/metodic-material.php?1599 Дата обращения 25.05.2020.
2020