Доминирующим компонентом организации образовательного процесса ФГОС определяет практико-ориентированную, исследовательскую и проектную деятельность, основанную на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся. Акцент переносится с обучения на учение, т.е. ученик из пассивного «поглотителя» знаний становится исследователем, самостоятельно их добывающим. В процессе исследования ученик учится искать необходимый теоретический конструкт, интерпретировать источники, выдвигать гипотезы, ставить задачи. Согласно PISA, под функциональной грамотностью понимается «повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития». Формирование функциональной грамотности учащихся происходит в образовательном процессе, который построен в соответствии с компетентностным подходом, подразумевающим задачный метод. Речь идёт не совсем о тех задачах, которые традиционно обозначены во вступительной части любого исследования. Выстраивая содержание исследования или проекта через решение учебно-познавательных задач, учитель погружает учащихся в естественную ситуацию «открытия» нового знания, отношений и ценностей. Задачное построение содержания исследовательской деятельности подразумевает концентрацию учебного материала вокруг ядра, цели исследовательской работы, на достижение которой направлено решение исследовательских задач. Типология исследовательских задач: · поисковые, когда нет готовых алгоритмов решения, задачи такого типа часто предполагают не единственное решение; · проблемные, которые побуждают ученика к поиску ассоциаций, аналогий, самостоятельному конструированию принципов, ключевых идей, утверждений, требующих обоснования и доказательства; · креативные, характеризующиеся высоким уровнем самостоятельности, активности и творческой деятельности, предполагает самостоятельное выдвижение гипотезы и разработку плана решения, в процессе которого может происходить раскрытие новых сторон изучаемых объектов, событий, высказывание собственных суждений, оригинальных идей и оценок на основе всестороннего анализа исходных данных. Доказано, что в возрасте 12 – 16 лет характер учебной деятельности определяет исследовательский подход. По определению Клевцовой С.В. исследовательский подход в обучении – это такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования». Исследовательский подход помогает актуализировать внутрипредметные и межпредметные связи, изменить характер взаимоотношений участников образовательного процесса в сторону партнёрства. Учебно-познавательная деятельность учащихся в процессе исследовательской и проектной деятельности имеет свои структурные компоненты: · Ознакомление: педагог озвучивает плановые инструкции, вместе с учащимся формулируют необходимые определения, определяют источники информации. · Понимание: формируются взаимосвязи будущего исследования, прогнозирование дальнейших действий. · Применение: решение проблем посредством использования уже известной информации, применение идей в новых ситуациях. · Анализ: проведение различий между фактами и предположениями, сравнение и противопоставление, раскрытие уникальных особенностей изучаемых явлений, оценка уместности полученных данных, выявление логических ошибок. · Синтез: написание текста работы. · Оценка: осуществление оценки качества собственных продуктов и идей, принятие и отрицание идей, оценка логической последовательности материала, оценка степени адекватности, подтверждение выводов фактами. Умения, которые развивает учебное исследование: - распознавать вопросы, идеи, проблемы, которые могут быть исследованы; - выстраивать стратегию исследования; - выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов; - выдвигать / доказывать / опровергать гипотезу; - видеть связь между поставленной задачей и новой информацией; - применять факты; - выстраивать исследовательскую деятельность проблемно; - переносить знания в новую ситуацию; - демонстрировать коммуникативные умения. Перечисленные умения являются обязательными компонентами функциональной грамотности учащихся. Библиографический список 1. Абдулаева О.А. Учебно-познавательные задачи как способ приобщить учащихся к творческой деятельности: учебно-методическое пособие. СПб.: СПб АППО, 2015. 23 с. 2. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. СПб.: КАРО, 2019. 20 с. 3. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание «Альманах Пространство и время», 2015, № 1. Дата обращения 03.06.2020. 4. Клевцова С.В. Исследовательский подход в обучении физике. Электронный ресурс. http://rea7.ru/metodic-material.php?1599 Дата обращения 25.05.2020.