Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Ченцова Е.А. Особенности развития детей с ранним органическим поражением нервной системы. Коррекционные аспекты ДЦП

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующиеся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции.
Термин «ДЦП» объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате недоразвития мозга и его повреждения на различных этапах онтогенеза и характеризуются неспособностью сохранить нормальную позу и выполнять непроизвольные движения.
Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в настоящее время страдает детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и т.д. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространённостью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию.
Многие исследователи отмечают, что в 80% наблюдений поражения мозга, вызывающие церебральный паралич, происходят в периоде – внутриутробного развития плода, а в последующем относят острые или хронические заболевания матери, в первую очередь гипертоническую болезнь, пороки сердца, анемию и другие, имеющие место при церебральном параличе в 40% наблюдений.
Наиболее частыми причинами возникновения детского церебрального паралича являются:
· нейроифекции
· последствия острых и хронических заболеваний матери
· интоксикации
· экологические вредности и т.д.
Однако основное значение придают нейроинфекциям – микробным, вирусным, поражающим ткани мозга, его сосуды. Это приводит к внутриутробной недостаточности кислорода, задержке развития нейронов и их связей, из-за которых нормального хода рождения уже не происходит, возникает механическая родовая травма, нарушение мозгового кровообращения, асфиксия в родах. За последние года распространенность нейроинфекций возросла, особенно вирусных – таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др. Наряду с энцефалитами вирусной и микробной природы как следствие их в результате появления продуктов разрушения нервных клеток – мозговых антигенов – начинает формироваться неспецифическая аутоиммунное воспаление.
В зависимости от времени поражения плода или новорожденного, характер и тяжести поражения мозга, формируется та или иная клиническая картина, характеризующаяся в первую очередь различными типами двигательных нарушений, нарушениями речи и познавательной деятельности.
К факторам высокого риска развития церебрального паралича Шамансуров Ш.Ш. относит различные осложнения в родах, частота которых превышает 40,2%. Это стремительные роды, кесарево сечение, затяжные роды, инструментальное родовспоможение.
Шамансуров Ш.Ш. – профессор, специализируется на диагностике, лечении заболеваний центральной и периферической нервных систем у взрослых и детей.
При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Причем объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечной патологии.
 Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами: напряжение мышц; спастическое сокращение мышц; разнообразные движения непроизвольного характера; нарушения походки; ограниченная подвижность. Кроме нарушений двигательной активности, детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и речевой деятельности. Очень часто ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии и нарушениями умственного и психического развития. Также дети имеют нарушения восприятия и ощущений. Вследствие перечисленных нарушений, у людей с детским церебральным параличом имеются определенные проблемы в процессе еды, непроизвольные мочеиспускание и выделение кала, трудности с процессом дыхания вследствие неправильного положения тела, формирование пролежней и трудности в восприятии информации, которые отражаются на обучении
У больных с ДЦП нарушены позы стояния, это связано с изменением общего центра тяжести (ОЦТ). В связи с изменением проекции ОЦТ нагрузка на каждую ногу при удобной стойке несимметрична.

•     G80.0 – Спастический церебральный паралич
•     G80.1 – Спастическая диплегия
•     G80.2 – Детская гемиплегия
•     G80.3 – Дискинетический церебральный паралич
•     G80.4 – Атаксический церебральный паралич
•     G80.8 - Другой вид детского церебрального паралича
•     G80.9 - Детский церебральный паралич неуточненный

Ранними проявлениями ДЦП являются задержка двигательного и психоречевого развития, отсутствие или задержка редукции врожденных и тонических рефлексов, а также задержка формирования установочных рефлексов, нарушения мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических установок и синкинезий.
Ранняя клинико-неврологическая диагностика ДЦП во многом основана на знании врачом последовательности формирования этапов нервно-психического развития ребенка первого года жизни.
•             1 месяц – ребенок пытается удерживать голову, фиксировать взгляд, выражены врожденные рефлексы;
•             2 месяца – кратковременно удерживает голову на животе и в вертикальном положении, фиксирует взор, физиологическая астазия-абазия;
•             4 месяца – поворачивает голову в направлении звука, тянется и берет игрушку, поворачивается на бок, присаживается, произносит гласные звуки;
•             5-6 месяцев – сидит с поддержкой за одну руку или кратковременно самостоятельно, различает знакомые лица, появляются первые слоги;
•             7-8 месяцев – сидит самостоятельно, пытается кратковременно стоять у опоры;
•             9-10 месяцев – встает на колени с поддержкой, кратковременно стоит самостоятельно;
•             11-12 месяцев – ходит с поддержкой за одну ручку, говорит несколько слов.
Оценка степени задержки моторного и психоречевого развития:
•             до 3 месяцев – легкая;
•             3-6 месяцев – среднетяжелая;
•             Более 6 месяцев – тяжелая.
Одним из ранних признаков ДЦП является нарушение своевременной редукции (в 2 месяца у недоношенных детей, в 3-4 месяца – у недоношенных) безусловных рефлексов – ладонно-ротового, хоботкового, Моро, рефлекса опоры и автоматической походки, позотнических реакций.
У больных ДЦП тонические рефлексы могут сохраняться пожизненно, что тормозит формирование установочных рефлексов, произвольной двигательной активности, реакций равновесия и приводит к развитию патологического позного стереотипа.
Нарушение мышечного тонусы является одним из ранних признаков формирующегося ДЦП. Сохраняющийся после 4 месяцев гипертонус мышц, ассиметричная поза наблюдается при последствиях перинатальных поражений ЦНС, угрозе ДЦП (его спастических форм).

Таким образом, ранняя диагностика ДЦП может и должна проводиться уже на первом году жизни ребёнка, что позволяет существенно снизить риск развития осложнений ДЦП и степень инвалидизации больного.

Нарушение сенсорных функций у детей с ДЦП


Патогенез нарушения познавательных процессов у детей с ДЦП чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательно-кинестетической функциональной системы существенную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства, наблюдаемые у этих детей.
Сенсорное восприятие Причина ДЦП заключается в органическом поражении одного или нескольких участков головного мозга. Ввиду этого, очень часто поражаются не только двигательные центры, но и чувствительные, так называемые, сенсорные. Дети с ДЦП испытывают дефицит мультисенсорного взаимодействия: зрительного, слухового, вестибулярного и проприоцептивного (восприятие своего тела) т.е. у них нарушено чувство равновесия, искажено восприятие направления движений, нарушена пространственная ориентация. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена предметно-манипулятивная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. В сочетании с недоразвитием зрительно-моторной координации, все это препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности ребенка, что является важным для детей с ДЦП.
У детей с ДЦП наблюдаются существенные трудности пространственного анализа и синтеза, нарушения схемы тела, трудности словесного отражения пространственных отношений. Без организованного специального обучения дети с ДЦП не могут усвоить отдельные признаки формы и величины предметов. Сравнительные исследования особенностей осязательного и зрительного восприятия у дошкольников с церебральным параличом показали, что в основе нарушений восприятия и отображения фигур у детей с ДЦП лежит дефицит интегративной функции мозга. Степень тяжести двигательного дефекта не всегда является определяющим фактором в недоразвитии сенсорно-перцептивной деятельности у этих детей.
Тактильное восприятие. У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игровые упражнения на тренировку тактильных ощущений.
Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, в связи с чем у ребенка не формируются правильные представления о движении.
Слабое ощущение своих движений и затруднения действий с предметами являются причиной недостаточности активного осязания, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Это препятствует становлению предметных действий; что отрицательно сказывается на общем уровне психического развития детей с ДЦП.
Слуховое восприятие. При ДЦП из-за недоразвития или снижения моторных функций имеет место нарушение деятельности слухового анализатора. Так, может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюдается при наличии гиперкинезов. Особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения.
Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму.
Для некоторых детей характерна недостаточность фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова как коза-коса, дом-том и т.д. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может иметь место недостаточность слухового восприятия и слуховой памяти.
Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого, а в тяжелых случаях — к недоразвитию речи.
Очень важно выявить нарушения слуха при-ДЦП. У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность к звуковым сигналам, они вздрагивают при любом неожиданном звуке, но дифференцированное восприятие звуков у них недостаточное. Специальными педагогическими приемами ребенок постепенно преодолевает страх при восприятии неожиданных звуковых раздражителей.
Зрительное восприятие. У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, т.е. поворот головы в сторону источника звука или света. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг.
Зрительное сосредоточение появляется у детей с ДЦП после 4 — 8 мес. Оно характеризуется рядом патологических особенностей, вызываемых косоглазием, нистагмом или влиянием позотонических рефлексов на мышцы глаз.
У детей с ДЦП перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а таксе мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. У некоторых детей глазодвигательная реакция имеет рефлекторный, а не произвольный характер, что практически не стивизирует моторную и психическую деятельность ребенка. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля Зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом. Зрительно-моторная координация у детей с ДЦП формируется примерно к 3 годам. Недостаточность зрительно-осязательной интеграции отражается на всем ходе их психического развития. 
У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений (перечеркнутых, наложенных друг на друга, «зашумленных» и др.). Существенные трудности наблюдаются в восприятии конфликтных составных фигур (например, утки и зайца). У некоторых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, что мешает дальнейшему восприятию. Наблюдается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут «узнавать» по-разному. Многие не умеют найти нужную картинку или узнать ее, не умеют найти важную деталь на картинке или в натуре. Это мешает осмыслению сюжетных картин. Возникают затруднения в написании цифр и изображения могут быть зеркальными либо перевернутыми, плохо ориентируется на строке или в клетках тетради. Трудности воспроизводства букв могут быть связаны не только с нарушением оптико-пространственных представлений, но и с неврологическими проявлениями (атаксия, парез, гиперкинезы и др.). Нарушения счета могут основываться на трудностях в восприятии количества, что выражается в невозможности узнать графическое изображение цифр, сосчитать предметы и т.д. 
Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП. Тяжелые нарушения зрения (слепота и слабовидение) встречаются примерно у 10% детей с ДЦП, а примерно 20 — 30% имеют косоглазие. Так, некоторые из них из-за внутреннего косоглазия используют ограниченное поле зрения: игнорируются его наружные поля. Например, при значительном поражении двигательного аппарата левого глаза у ребенка может выработаться привычка игнорировать левое поле зрения. При рисовании и письме он будет использовать только правую сторону листа, при конструировании — не достраивать фигуру слева, при рассматривании картинок — видит только изображение справа. Те же нарушения отмечаются и при чтении. Нарушение зрительного сосредоточения и прослеживающей функции глаз, а также процесса создания целостного образа восприятия может быть связано и с нистагмом. Наличие позотонических рефлексов также негативно сказывается на зрительном восприятии. Такие особенности зрительного анализатора, как снижение остроты зрения, косоглазие, двоение в глазах, нистагм и другие, приводят к дефектному, искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.

Нарушение речи у детей с ДЦП. Билингвизм


Речевые расстройства наблюдаются у 70—80% детей с церебральными параличами. Самые тяжелые нарушения речи отмечаются при распространенных поражениях головного мозга с вовлечением в патологический процесс коры и подкорково-стволовых отделов.
Также речевые расстройства связаны:
·             с малой занятостью больных детей предметно-практической деятельностью;
·             с ограниченным кругом общения;
·             с нахождением ребенка в лечебных учреждениях в наиболее важные для развития речи периоды (в случаях если в лечебных учреждениях не уделяется достаточное внимание занятиям с детьми ребенок будет значительно отставать от нормального развития);
·             с реактивными реакциями, возникающими у детей в связи с изменением привычного образа жизни;
·             с ошибками родителей в воспитании детей с ДЦП (чрезмерная опека, стремление предвосхищать желания ребенка и т.п.), когда ребенок, по сути, лишается мотивации к речевой деятельности.
Развития речи в первые годы жизни у детей с ДЦП очень замедлено: первые слова появляются к 2-3 годам, фразовая речь формируется к 4-5 годам. В то же время сроки развития речи индивидуальны и во многом зависят от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, времени начала логопедической работы и других причин.
У детей с церебральными параличами прежде всего нарушена фонетическая сторона речи из-за нарушений функции артикуляционного аппарата. На первоначальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится искаженно либо заменяется близкими по артикуляции звуками, что в свою очередь приводит к невнятности речи и к трудностям в общении ребенка с окружающими, особенно не из круга семьи. Речедвигательные затруднения вторично приводят к нарушению анализа звукового состава слов. Дети не различают звуки на слух, не могут повторять слоговые ряды, выделять звуки в словах, т. с. недостаточность произношения тормозит нормальное развитие фонематического восприятия.
Лексика у детей с ДЦП увеличивается крайне медленно и даже к школьному возрасту не достигает возрастной нормы. С большим трудом дети с ДЦП усваивают слова, обозначающие действия, пространственно-временные отношения, абстрактные понятия.
Дети с церебральными параличами из-за ограниченности речевого общения, недостаточности слухового восприятия, внимания к звуковой стороне и низкой речевой активности кране слабо усваивают грамматические формы и категории. Затруднения в овладении грамматическим строем языка в значительной степени обусловлены нарушением их познавательной деятельности. Недостаточность грамматического строя речи особенно выражена при сочетании двигательных нарушений со снижением интеллекта.
Таким образом у детей с ДЦП нарушены все стороны речи родного языка.
Изучение второго языка детьми с ДЦП в раннем возрасте является крайне нежелательным.
Раннее изучение второго языка считается полезным и продуктивным лишь для детей с нормальным речевым и психомоторным развитием. Обучение же второму языку может лишь осложнить столь сложный процесс становления речи у данной категории детей. Однако обучение второму языку у детей с ДЦП возможно в школьном возрасте. На практике детей с ДЦП обучают иностранным языкам в школах: в коррекционных школах, начиная со 2-го класса, в общеобразовательных школах (в условиях инклюзивного образования) это возможно с 1-го класса.

Биологическая реабилитация и психологическая адаптация детей с ДЦП


Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы один из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его появления достигает в среднем 6 на 100 новорожденных. В современной статистике только в Москве насчитывается около 4 тысяч детей страдающих церебральным параличом. Детский церебральный паралич возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают важные для человека функции: движения, психика и речь. Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами.
У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция держания головы, навыки сидения стояния ходьбы.
Особенности психики. Жизнь ребенка страдающего ДЦП с раннего возраста принципиально отличается от образа жизни его сверстников. Родители, обеспокоенные его двигательными дефектами, задержкой его психического и речевого развития, стараются сделать все возможные для восстановления его здоровья. Дети с ДЦП – это постоянные пациенты различных специалистов: ортопедов, неврологов, терапевтов, логопедов. Они систематически получают медицинскую терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.

Лечебно-коррекционная работа при ДЦП


Ранняя стимуляция психического и речевого развития. Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной, прежде всего, на развитие моторики речи и коммуникативного поведения. Коррекционная работа проводится дифференцированно, с учетом формы заболевания и возраста ребенка.
Стимуляция психического развития на первом году жизни направлена на формирование зрительного, слухового и кинестетического восприятия, зрительно-моторного манипулятивного поведения, положительного эмоционального общения со взрослым. С первых месяцев жизни ребенка активно стимулируют к накоплению им' чувственного опыта. Его побуждают к обследованию окружающих предметов посредством зрения, слуха, осязания.
Важно как можно раньше воспитывать у этих детей ощупывающие движения рук. С этой целью в ручки ребенка вкладывают различные по форме, величине и фактуре игрушки, привлекая к ним его зрительное внимание. Для улучшения проприоцептивных ощущений перед такими упражнениями целесообразно провести массаж кистей и кончиков пальцев щетками различной жесткости (Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2002).
На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции, используя методы так называемого торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса, и одновременно «облегчают» произвольную сенсомоторную активность.
Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функций артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций. Специальные серии упражнений, направленные на стимуляцию сенсорных функций с одновременной коррекцией двигательных нарушений, создают условия для формирования перцептивных действий.
В возрасте от 1 года до 3 лет у ребенка развивают предметно-манипулятивную деятельность, обучая его овладевать навыками действий с различными предметами и начальными способами общения с окружающими. Основными задачами на этом этапе является развитие речевого и предметно-действенного общения, воспитание дифференцированных интеро- и экстероцептивных ощущений, начальных форм социального поведения, самостоятельности (Лалаева Р.И., 1990).
На основе предметно-практической деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, закрепляют связи между словом, предметом и действием. Детей учат называть предметы, объясняют их назначение, знакомят с новыми, используя зрение, слух, осязание, а где можно, обоняние и вкус; показывают, как производить действия с этими предметами и стимулируют к активному выполнению. Обучают интонации просьбы.
Специальные серии упражнений, направленные на тренировку сенсорных функций, знакомят детей с различными качествами предметов и создают условия для формирования перцептивных действий. Для этого используют различные по форме, протяженности, цвету, температуре и другим свойствам предметы, расположенные в виде классификационных групп, например: серии колец разного размера, серии поверхностей разной шероховатости шарики различных цветов и т. п.
Ребенка учат парным сопоставлениям предметов по их свойствам, выполнению предметных действий, выбору по образцу. В качестве материала используют пары геометрических фигур, предметы всех основных цветов, игрушки типа башенок, матрешек, вкладок, парные картинки. Основная задача педагога — обучение внешним ориентировочным действиям. При помощи инструкции типа: «Положи в эту коробку все игрушки, а в эту — всю одежду» и совместного с ребенком выполнения задания формируют начальные обобщающие понятия: игрушки, одежда.

Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при ДЦП


Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения. С этой целью стимулируют ребенка выполнять движения под счет от 1 до 5, на основе однотипных инструкций, например вверх — вниз и т. п.
Ритмическая стимуляция движений основывается на психологических исследованиях многих отечественных психологов (Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурия), рассматривающих произвольную двигательную активность на основе концепции функциональных систем, включающих кинестетическую и кинетическую основы и зрительно- пространственную организацию. Известна роль речевой регуляции в развитии произвольных движений (Лалаева Р.И., 1990).
Методика кондуктивного воспитания, базирующаяся на этой концепции, в свою очередь, не только облегчает выполнение движений при ДЦП, но и способствует формированию произвольной регуляции поведения. С помощью этой методики осуществляется неразрывная взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.
Формируется начальное ситуационное понимание обращенной речи и подчинение отдельным словесным инструкциям в знакомых словосочетаниях. Для развития понимания простых инструкций надо их произносить, одновременно показывая обозначаемые ими действия, помогая ребенку их выполнить. Так воспитывается понимание таких движений, как «ладушки», «до свидания», «покажи, какой ты большой» и т. п.
Анализ современных подходов к организации психокоррекционного процесса с участием детей с ДЦП позволяет сделать вывод о необходимости включения различных форм и методов. Так, наиболее полная схема психологической коррекции описана в работах Е.М. Мастюковой (Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М.,2005), а также Л.А. Даниловой (Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997).
Обобщенная система работы может включать следующие аспекты:
1. Физическая реабилитация.
2. Обучение навыкам саморегуляции.
3. Развитие познавательных качеств и коммуникативных навыков.
4. Коррекция негативных эмоций.
5. Развитие дефицитных функций в системе диагноза.
Физическая реабилитация детей с ДЦП должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру.
Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной раздражительности, являющейся симптомом усталости. Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-коррекционной работе.

Список литературы


§Архипова Е.Ф. «Корреционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период).» – М., 1989.
§Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. «Воспитание детей с церебральным параличом в семье.» – М., 1993.
§Семёнова К.А. «Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом.» - М.: Кодекс, 2007.
§Немкова С.А., Заваденко Н.Н., Медведев М.И. «Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича.» Методическое пособие. - М., 2013.
§Немкова С.А. Детский церебральный паралич: Современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств. М.: Медпрактика, 2013.
§Т.Г. Визель, А.В. Константинова. Обучение грамоте в билингвальных условиях. Москва: В.Секачев, 2015.
§Бадалян, Л.О. Детский церебральный паралич: учеб. для вузов / Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – Киев: Здоровье, 1988.

2022