Михнова Т.В. Использование пескотерапии в работе учителя-логопеда
Библиографическое описание:
Михнова Т.В. Использование пескотерапии в работе учителя-логопеда // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Опыт работы учителем-логопедом с детьми с ограниченными возможностями здоровья показал необходимость освоения новых методов и педагогических подходов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речевого развития. Освоение современных педагогических технологий предопределено не только временем, но и тем, что контингент детей с каждым годом становится всё сложнее. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является песочная терапия.
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии у дошкольников. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к классическим методам.
Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не являются исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей с речевыми нарушениями крайне низкая работоспособность. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но, к сожалению, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты.
Сегодня становится всё больше детей не только с общим недоразвитием речи, но и с трудностями в обучении, с нарушением активности и внимания, увеличивается количество детей с синдромом гиперактивности. Подача программного материала для таких детей, их воспитание, развитие и коррекция требуют творческой направленности в работе учителя-логопеда, ориентированности коррекционного процесса на индивидуальные и личностные особенности ребёнка.
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга. Он утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Применение пескотерапии наиболее подходит для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, со сложной структурой дефекта. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия.
Особо нуждаются в такой игротерапии дошкольники с особенностями в развитии, характеризующиеся слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения, трудностью приспособления к детскому коллективу, суетливостью, частой сменой настроения, чувством страха, манерничаньем, фамильярностью по отношению к взрослому.
Игры с песком:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость у детей с гиперкинезами;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Педагогическая песочница многофункциональна. Она позволяет одновременно решать задачи воспитания, обучения, развития и коррекции детей. Кроме того, увлекательная атмосфера, возникающая в процессе работы в песочнице, создаёт доверительные отношения между ребёнком и педагогом. Подача материала в форме игры позволяет лучше запомнить новый материал, особенно тем, у кого имеются трудности в обучении.
На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить горы и т.д. А если к этому добавить еще миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир и ребёнок полностью погружается в игру. Во время песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, у него нормализуется эмоциональное состояние.
Основные принципы организации игр с песком:
• создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и непосредственно, проявляет творческую активность.
Для этого необходимо подбирать задания, соответствующие возможностям ребенка; формировать инструкцию к заданиям в игровой форме; исключить негативную оценку действий ребенка и его идей, поощрять фантазию и творческий подход.
• «оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
• Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами игровых ситуаций.
Техника песочной терапии проста: используется водонепроницаемый ящик (песочница) стандартного размера (50 см х 70 см х 8 см), который расположен на уровне ребёнка. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его целиком. Дно и борта песочниц чаще всего выкрашены в голубой цвет – это напоминают модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта - голубое небо. Кроме того, насыщенный голубой цвет способен оказывать на ребенка умиротворяющее воздействие. Время от времени можно менять цвета бортов.
Песок может быть любой: речной, морской, кварцевый. Он может иметь желтоватый или сероватый оттенок, однако обязательное его качество - чистота, ведь при интенсивной работе песок энергетически пачкается. Песочница должна быть наполнена песком на 1/3 часть, максимум на половину.
Рядом с песочницей нужно поставить емкость с чистой прохладной водой, чтобы вызывать в игрушечном мире дождь, без труда сооружать постройки, создавать моря и реки.
В дополнение в песочной терапии используются игрушки и миниатюрные фигурки высотой не более 7 – 8 см. Это могут быть наборы разнообразных растений, животных, солдатиков, фигурки людей, обитатели морей, деревянный строительный материал, природный материал (камешки, каштаны, шишки, ракушки и пр.), геометрические фигуры, счетные палочки. Игрушки должны находиться в поле зрения ребёнка. В песочнице их не должно быть много. Необходим совочек со щеткой, чтобы собирать просыпанный песок.
Песочную терапию нужно начинать с самых простых игр с песком:
• Знакомство с песком. Песок сухой и мокрый.
• Пересыпать сухой песок из одной емкости в другую.
• Рисовать палочкой или пальчиком на сухом и мокром песке.
• Делать горки, сгребая песок ладошками, в направлении друг к другу.
• Перетирать сухой песок между ладошками.
Важно, что для занятий пескотерапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи песка проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания логопеда. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того, игры с песком позволяют привлечь и заинтересовать малоактивных детей.
Примеры некоторых упражнений:
• «Чувствительные ладошки»
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
• Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
• Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
• Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
• Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, букву или целое слово.
• «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
• Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
• Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
• Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
• Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
• Выложить фишками геометрическую фигуру.
• Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
• Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
• Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
• Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
• Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.
• Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
• Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- дети чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.
Пескотерапия - это игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства.
Библиографический список1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224с.
3. Новиковская О.А Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников,. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2005.- 64с.
4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь, 2006.-176с.