НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Утенкова М. М. Детские страхи

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Страх – это проявление инстинкта самосохранения. И это самая наиболее опасная эмоция. В нас генетически заложен механизм спасения при угрозе жизни. Когда мы испытываем чувство страха, мы запускаем механизм спасения, который активизирует или бегство, или борьбу. Для обеспечения борьбы или бегства, в организме происходит срочная мобилизация: большое количества адреналина выделяется в кровь, кровообращение в организме ускоряется, учащается сердцебиение.
Особенно подвержены страхам дети в возрасте от трех до десяти лет. Это неудивительно, ведь в этом возрасте, дети физически малы. Многие предметы больше роста ребенка, а значит дети воспринимают эти предметы всемогущими и всесильными. Также дети в таком возрасте не обладают определенными навыками, умениями или знаниями, чтобы спокойно ориентироваться в опасной ситуации.
Страх – это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.). Страхи, которые возникают в жизни ребенка, говорят о том, что он чувствует угрозу. Ребенок реагирует на угрозу страхом, так как боится потерять что-то ценное и важное для себя.
Детские страхи – это повод для беспокойства. Понять причину детских страхов, в первую очередь, помочь ребенку избавиться от них. Если правильно относится к детским страхам, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же детские страхи сохраняются длительное время, то это говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании психических особенностей ребенка, наличие у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.
Детские страхи возникают в случаях психотравмирующих ситуаций (испуг, болезнь, конфликты, неудачи), но гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник – это взрослые, которые окружают ребенка. Взрослые непроизвольно «заражают» ребенка страхом. Например, «не уснешь – Баба-Яга в лес утащит», «Не трогай собаку, а то покусает» и т.д. Чем чаще взрослые пугают ребенка без нужды, тем больше развивается неуверенность ребенка в себе и чувство тревожности.
Дети, которые подвержены страхам чаще других делятся на несколько групп:
·          Дети чересчур беспокойных родителей. Разговоры родителей при ребенке о смерти, болезни, несчастных случаях помимо воли запечатлеваются в психике.
·          Дети чересчур честолюбивых, с болезненно обостренным чувством долга, излишне требовательных родителей, которых не устраивает темперамент, характер и поступки ребенка. Они беспокоятся о возможных несчастьях, которые могут произойти с ребенком, стараются заранее предопределить его судьбу, вынуждают ребенка находиться в постоянном страхе.
·          Единственные дети. Они боятся не соответствовать высоким стандартам в представлении их родителей.
·          Чувствительные дети, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями.
·          Дети, у которых в семье часто возникают конфликты. Они не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.
У детей дошкольного возраста богатое воображение, их нередко поражают разные страхи и ужасы: боязнь сказочных персонажей (Змей Горыныч, Баба-Яга), страхи возникающие в процессе засыпания, боязнь неприятных сновидений, страх перед животными, страх падения с высоты, глубины, страх огня и пожара, страх наказания со стороны родителей, страх смерти. Каждому возрасту свойственны свои страхи (наблюдаются возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам).
От 1 до 3 лет – главным персонажем страшных сновидений чаще является волк.
От 3 до 5 лет – часто встречается триада страхов: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. К волку присоединяются Баба-Яга, Кощей Бессмертный и Бармалей – они злые, коварные, воплощают в себе наказание и появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Причем значительно меньше страхов у детей, которые общаются со своими сверстниками.
От 5 до 7 лет – это период интенсивного развития абстрактного мышления. У детей в этот период формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы. А также формируются опыт межличностных отношений, система ценностей чувство родства и дома. Этот возраст обнаруживает самое большое количество страхов. Ведущим страхом является страх смерти. Появление этого страха означает постепенное завершение «наивного» периода жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие и чудесные явления. Категория смерти в 6-7 лет – это жизненная реальность, которую ребенок должен признать, как нечто неизбежное в его жизни. Типичные страхи этого возраста – черти, представители потустороннего мира. Таким страхам подвержены послушные дети.
Самый бесстрашный возраст у девочек – 3 года, а у мальчиков – 4 года.
Существуют возрастные страхи – это страхи, которые возникают у эмоционально чувствительных детей, которые являются следствием их психического ил личностного роста.
Другая группа страхов – невротические, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности. Невротические страхи - это один из симптомов невроза как психогенного заболевания. Страхи становятся невротическими в результате длительных и неразрешимых переживаний или психических потрясений. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка.
Детские страхи – это нормальное явление. Все они носят преходящий характер. Но от того, как на них реагируют родители, зависит исчезнут они или останутся надолго.

Библиографический список

1. Чех Е. Мне страшно. Расскажи мне сказку. СПб.: Речь, 2011. 156 с.
2. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. М.: ВАКО, 2017. 240 с.
3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: СОЮЗ, 2000. 448 с.
2021