Библиографическое описание:
Панченко В.Д., Гребенщикова Р.Р. Преемственность обучения математики при переходе обучающихся из начального в среднее звено в условиях ФГОС // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Ключевые слова: преемственность обучения, ФГОС, математическое образование, воспитание, творческая личность.
С переходом на ФГОС перед учителями математики поставлена задача – обучать так, чтобы человек мог учиться всю жизнь. Целью обучения математике становится формирование личности обучающегося как субъекта учебной деятельности, воспитание творческой личности, используя положительную мотивацию учебной деятельности, которая побуждала бы ученика к систематической самостоятельной учебной работе.
Многочисленные работы показывают, что «хотя начальная и средняя школы организационно и территориально объединены, в отношении преподавания они оторваны друг от друга. Единства и преемственности нет даже в изучении тех предметов, которые считаются важнейшими, к примеру – математики» [1]. Учителя, математики в средних и старших классах, слабо представляют себе, программу изучения в начальной школе, и соответствен-
но слабое представление имеют учителя начальных классов о программе дальнейшего изучения математики. Практически отсутствует преемственная связь между двумя этапами обучения математики. Поэтому не удивительно, что переход обучающихся из начального в среднее звено является педагогически сложным процессом. В педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения: состояние учеников в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности [2]. Это приводит к тому, что увеличивается число школьников, испытывающих затруднения при обучении учебных предметов, в том числе и математики.
Поэтому, и возникла необходимость в том, чтобы использовать целенаправленно и систематически программу реализации преемственности между различными этапами изучения математики в школе. Чтобы приблизиться к реализации данной цели необходима программа преемственности начального звена и среднего обучению математике, как единого научного курса. При этом следует понимать, что решения проблем преемственности между начальной и средней школой по математике двухстороннее: «С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное специальное математическое развитие учеников в начальных классах. С
другой – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения поднимая их на более высокий уровень. Подготовка к работе в 5 классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Нужно заранее познакомиться со своим будущим классом, полезно побывать у него на уроках, понаблюдать за
особенностями работы учителя и учеников, вместе с учителем начальных классов подготовить и провести итоговою контрольную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия» [3].
Программа преемственности начального и среднего звена поможет не потерять и нить заложенных нравственных ориентиров, а продолжить их развитие. Часто бывает, что багаж знаний мало меняется после 5 класса, т.к. учитель среднего звена не знает хорошо программу начальной школы.
Опыт работы показывает, что первые пять уроков в 5 классе должны полностью повторить содержание базовых знаний за 4 класс, а в 6 классе за 5 класс. Это позволяет реализовать логический преемственный переход к соответствующей учебной деятельности в следующем классе. Необходимо упорядочить, систематизировать накопленные знания и только после этого начать вводить новые. При этом желательно, чтобы деятельность детей носила исследовательский, поисковый характер, что согласуется с преобразованием современного общества, в котором акцент перемещается в сторону формирования у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать свои действия и осуществлять самоконтроль и самооценку своей познавательной деятельности. Имея свою программу преемственности, учитель 5 класса уже будет знать, что учащиеся начальной школы имеют внешнюю мотивацию (направленную на получение оценки, похвалы), а с 5 класса надо формировать устойчивую мотивацию на необходимость самостоятельного получения знаний, умений, компетенций, чтобы приобретать способность к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, самоактуализации, рефлексии, самоконтролю, самооценки, что, в конечном счете, определяет
степень сформированности компетентности личности. Из выше сказанного предлагаю следующие направления преемственности:
1. Формировать у учащихся представления о математической науке, как
одной из главных сфер деятельности человека на протяжении всей жизни, о ее значимости для развития человеческого общества.
2. Развивать познавательный интерес.
3. Осуществлять единые требования по формированию
прочных знаний по предмету.
4. Совершенствовать устную и письменную речь.
5. Формировать и развивать с 1 по 11 класс самостоятельную учебно-познавательную деятельность (научная организация учебного труда, работа с учебной литературой, учебником, справочниками, компьютером, другими источниками информации).
6. Формировать осознание непрерывного процесса самообразования и развития, работоспособность, усидчивость, самооценку, самоконтроль.
7. Развивать пространственное воображение, логическое мышление, творческий потенциал.
8. Формировать и развивать инициативу, находчивость, активность в решении математических задач.
Для решения этих целей учитель может применять различные приёмы и методы, формы работы, современные педагогические технологии. Основные методические направления преемственности в обучении математике начального и среднего звена:
1. Работа над математическим текстом.
2. Обучение учащихся выделению главного в изучаемой теме, разделе математики, годовом курсе, основные знания за начальную школу. За 5 класс, 6 класс и.т.д.
3. Применение игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности.
4. Развитие навыков устного счёта, действий с числами с использованием открытого банка знаний начальной школы, ОГЭ и ЕГЭ.
5. Развитие устойчивого интереса к математике с 1 по 11 классы.
6. Организация систематического мониторинга знаний по предмету.
7. Использование ИКТ на уроках.
8. Систематическое внимание развитию мотивации к изучению математики.
Учителю необходимо знать:
1. Уровень усвоения математики (тест психолога).
2. Возрастные и личностные особенности ученика.
3. Сотрудничество с учителем 1-4 классов.
На современном этапе школьного образования, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки, техники, общества, проблема активизации мыслительной деятельности учащихся становится всё более сложной для учителя, поэтому он и должен выступать больше в роли помощника, консультанта, помогающего ученику найти свои методы решения, находки, проявления активности, самостоятельности. Преемственность начального и среднего звена – ключ к плавному переходу следующего этапа изучения математики.
Каждый год, каждая школа сталкивается с проблемой преемственности между начальным и средним звеном образования.
При этом возникают проблемы не только предметного характера, но и психологического. Они решаются психологами. Главные проблемы по предмету должны решаться срочно при обнаружении пробелов в подготовке учащихся в начальной школе, которые необходимо целенаправленно и профессионально ликвидировать. Программы младших классов и среднего звена должны быть логически и преемственно связаны друг с другом. С 5 класса появляется много символики, запись основных законов в общем виде, увеличение темпа и количества изучаемого материала за то же единицу времени. Должны быть выработаны единые подходы к геометрическому материалу и основ общих законов алгебры. Геометрический материал должен сразу изучаться как элементы одной науки: единые обозначения, определения, как это требуется в науке, а это приводит к необходимости переучивать ребят. Следовательно, необходимо ликвидировать отсутствие преемственности между начальным и средним звеном. Весь основной базовый материал за курс начальной школы нужно выдавать сразу, как единые законы математики, независимо в каком классе ученик обучается, вводя буквенные обозначения. Например, такая тема как уравнения. Некоторые школьники не понимают общего вида любого уравнения. Они привыкли решать конкретное уравнение и не понимают, что это только частный случай, а знать надо алгоритм, по которому решаются все такие уравнения. Приведем еще один пример. В начальной школе изучается случай, когда дробь равна нулю. Для реализации преемственности между начальным и средним звеном подобный случай необходимо сразу изучать как общий закон математики
(1-11кл.).
а = 0, а = 0, в ≠ 0
х = 0. Это может быть только тогда, когда х=0.
.
В своей работе мы выделяем следующие основные направления в реализации преемственности между начальным и средним звеном:
1. Единая и обязательная работа над математическим текстом, это не только читать правильно и красиво (это тоже очень важно), а уметь чётко выделить, что дано по условию текста и что надо выполнить. При переходе образования на новую концепцию его развития во главу поставлена сама личность, т. е. на передний план выступает коммуникативная компетенция. В математике – это
самостоятельно работать со справочниками, дополнительной литературой, дидактическими текстами, т.е. уметь читать и делать выводы с пониманием содержания.
Согласно нашим исследованиям, из 25 взятых пятиклассников только пятая часть понимает текст читаемой задачи. А в ходе беседы обнаружилось, что лишь отдельные из школьников, прочитав дома пункт учебника, сразу могут разобраться с текстом. Эта проблема идёт до 9 класса. Многие на ОГЭ и ЕГЭ обучающиеся допускают ошибки, т.к. неправильно понимают текст.
2. Систематическая работа по рациональным методам устного счёта и письменных вычислений. Как показывает практика, темп вычислительной работы современных учащихся является замедленным, результаты вычислений довольно часто содержат неточности, ошибки, описки. Формирование навыков устного счёта занимает особое место в программе начальной школы и является одной из главных задач обучения среднего звена. В начальной школе закладываются навыки и рациональные приёмы счёта. А в среднем звене, особенно в 5-6 классах закладываются основы изучения математики и если не научить детей считать в этот период, то в дальнейшем появляются серьёзные трудности. А в связи с новой итоговой аттестацией очень важны навыки счёта и в старшем звене.
3. При изучении любой темы вводить алгебраическую запись текста, формулы, алгоритмы. Результаты наших исследований приводят к следующим основным выводам по реализации преемственности между раз-
личными этапами обучения школьников математике:
1. Преемственность обучения математике предполагает, что между начальным и средним звеном должны быть установлены закономерные связи с учетом, что «преемственность – это связь между различными этапами развития знаний, сущность которой заключается в удержании, сохранении в новых знаниях старых в качественно ином, переработанном виде благодаря деструкции, кумуляции и конструкции. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обусловливает развитие и
устойчивость системы знаний, умений и навыков в процессе обучения».
2. Чтобы приблизиться к реализации преемственной связи между этапами обучения математике в школе необходима Программа преемственности начального звена и среднего при обучении математике как единого научного курса. При этом следует понимать, что решения проблем преемственности между начальной и средней школой по математике двухстороннее: «С
одной стороны, необходимо обеспечить достаточное специальное математическое развитие учеников в начальных классах. С другой – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения поднимая их на более высокий уровень. Программу необходимо строить на базе следующих основных дидактических принципов
и подходов: деятельностный и компетентностно-деятельностный подходы; принципы развивающего и воспитывающего обучения, преемственности, пропедевтики, психологической комфортности; принцип творчества; вариативности; принцип непрерывности.
3. При реализации преемственности между этапами изучения математики в школе предполагается новая концепция самого курса математики: формирование научных методов и приемов познавательной деятельности в условиях использования развивающего обучения в сочетании с компетентностным подходом.
Особенности новой программы по математике выражаются в новой логике построения курса, когда каждая следующая тема преемственно связана с предыдущей, и созданы дидактические и методические условия для повторения ранее изученных вопросов на более высоком теоретическом, практическом и философско-методологическом уровне.
4. Эффективность педагогического опыта по преемственности обучения математике по итогам полученных результатов подтверждена экспериментально. Положительная динамика реализации Программы прослеживается в повышении качества и успеваемости школьников. Уменьшился процент дезадаптированных учеников, о чем свидетельствуют учебные показатели и результаты психологического тестирования.
Библиографический, список
1. Available Программа Преемственность в обучении математике начального и среднего звена at: https://infourok.ru/programmapreemstvennost-
v-obuchenii-matematike-nachalnogo-i-srednego-zvena-1244976.html
2. Корявцева Т.В. Приобщение к системному чтению. Available at: http://открытыйурок.рф/статьи/550742/
3. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой. Available at: http://muzhi-school.ru/1946
4. Шишкина Г. Преемственность в образовательном процессе: способы решения «вечной проблемы». Сельская школа. 2009.
5. Преемственность при изучении математики между начальным и средним звеном в свете ФГОС. Available at: https://multiurok.ru/
blog/prieiemstviennost-pri-izuchienii-matiematiki-miezhdu-nachal-nym-i-sriednim-zvienom-v-svietie-fgos.html
6. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: Методические рекомендации для учителей к учебникам Н.Я. Виленкина,
В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда. Москва: «Азбуковник», 2001.
Панченко В.Д., Гребенщикова Р.Р. Преемственность обучения математики при переходе обучающихся из начального в среднее звено в условиях ФГОС // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Ключевые слова: преемственность обучения, ФГОС, математическое образование, воспитание, творческая личность.
С переходом на ФГОС перед учителями математики поставлена задача – обучать так, чтобы человек мог учиться всю жизнь. Целью обучения математике становится формирование личности обучающегося как субъекта учебной деятельности, воспитание творческой личности, используя положительную мотивацию учебной деятельности, которая побуждала бы ученика к систематической самостоятельной учебной работе.
Многочисленные работы показывают, что «хотя начальная и средняя школы организационно и территориально объединены, в отношении преподавания они оторваны друг от друга. Единства и преемственности нет даже в изучении тех предметов, которые считаются важнейшими, к примеру – математики» [1]. Учителя, математики в средних и старших классах, слабо представляют себе, программу изучения в начальной школе, и соответствен-
но слабое представление имеют учителя начальных классов о программе дальнейшего изучения математики. Практически отсутствует преемственная связь между двумя этапами обучения математики. Поэтому не удивительно, что переход обучающихся из начального в среднее звено является педагогически сложным процессом. В педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения: состояние учеников в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности [2]. Это приводит к тому, что увеличивается число школьников, испытывающих затруднения при обучении учебных предметов, в том числе и математики.
Поэтому, и возникла необходимость в том, чтобы использовать целенаправленно и систематически программу реализации преемственности между различными этапами изучения математики в школе. Чтобы приблизиться к реализации данной цели необходима программа преемственности начального звена и среднего обучению математике, как единого научного курса. При этом следует понимать, что решения проблем преемственности между начальной и средней школой по математике двухстороннее: «С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное специальное математическое развитие учеников в начальных классах. С
другой – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения поднимая их на более высокий уровень. Подготовка к работе в 5 классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Нужно заранее познакомиться со своим будущим классом, полезно побывать у него на уроках, понаблюдать за
особенностями работы учителя и учеников, вместе с учителем начальных классов подготовить и провести итоговою контрольную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия» [3].
Программа преемственности начального и среднего звена поможет не потерять и нить заложенных нравственных ориентиров, а продолжить их развитие. Часто бывает, что багаж знаний мало меняется после 5 класса, т.к. учитель среднего звена не знает хорошо программу начальной школы.
Опыт работы показывает, что первые пять уроков в 5 классе должны полностью повторить содержание базовых знаний за 4 класс, а в 6 классе за 5 класс. Это позволяет реализовать логический преемственный переход к соответствующей учебной деятельности в следующем классе. Необходимо упорядочить, систематизировать накопленные знания и только после этого начать вводить новые. При этом желательно, чтобы деятельность детей носила исследовательский, поисковый характер, что согласуется с преобразованием современного общества, в котором акцент перемещается в сторону формирования у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать свои действия и осуществлять самоконтроль и самооценку своей познавательной деятельности. Имея свою программу преемственности, учитель 5 класса уже будет знать, что учащиеся начальной школы имеют внешнюю мотивацию (направленную на получение оценки, похвалы), а с 5 класса надо формировать устойчивую мотивацию на необходимость самостоятельного получения знаний, умений, компетенций, чтобы приобретать способность к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, самоактуализации, рефлексии, самоконтролю, самооценки, что, в конечном счете, определяет
степень сформированности компетентности личности. Из выше сказанного предлагаю следующие направления преемственности:
1. Формировать у учащихся представления о математической науке, как
одной из главных сфер деятельности человека на протяжении всей жизни, о ее значимости для развития человеческого общества.
2. Развивать познавательный интерес.
3. Осуществлять единые требования по формированию
прочных знаний по предмету.
4. Совершенствовать устную и письменную речь.
5. Формировать и развивать с 1 по 11 класс самостоятельную учебно-познавательную деятельность (научная организация учебного труда, работа с учебной литературой, учебником, справочниками, компьютером, другими источниками информации).
6. Формировать осознание непрерывного процесса самообразования и развития, работоспособность, усидчивость, самооценку, самоконтроль.
7. Развивать пространственное воображение, логическое мышление, творческий потенциал.
8. Формировать и развивать инициативу, находчивость, активность в решении математических задач.
Для решения этих целей учитель может применять различные приёмы и методы, формы работы, современные педагогические технологии. Основные методические направления преемственности в обучении математике начального и среднего звена:
1. Работа над математическим текстом.
2. Обучение учащихся выделению главного в изучаемой теме, разделе математики, годовом курсе, основные знания за начальную школу. За 5 класс, 6 класс и.т.д.
3. Применение игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности.
4. Развитие навыков устного счёта, действий с числами с использованием открытого банка знаний начальной школы, ОГЭ и ЕГЭ.
5. Развитие устойчивого интереса к математике с 1 по 11 классы.
6. Организация систематического мониторинга знаний по предмету.
7. Использование ИКТ на уроках.
8. Систематическое внимание развитию мотивации к изучению математики.
Учителю необходимо знать:
1. Уровень усвоения математики (тест психолога).
2. Возрастные и личностные особенности ученика.
3. Сотрудничество с учителем 1-4 классов.
На современном этапе школьного образования, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки, техники, общества, проблема активизации мыслительной деятельности учащихся становится всё более сложной для учителя, поэтому он и должен выступать больше в роли помощника, консультанта, помогающего ученику найти свои методы решения, находки, проявления активности, самостоятельности. Преемственность начального и среднего звена – ключ к плавному переходу следующего этапа изучения математики.
Каждый год, каждая школа сталкивается с проблемой преемственности между начальным и средним звеном образования.
При этом возникают проблемы не только предметного характера, но и психологического. Они решаются психологами. Главные проблемы по предмету должны решаться срочно при обнаружении пробелов в подготовке учащихся в начальной школе, которые необходимо целенаправленно и профессионально ликвидировать. Программы младших классов и среднего звена должны быть логически и преемственно связаны друг с другом. С 5 класса появляется много символики, запись основных законов в общем виде, увеличение темпа и количества изучаемого материала за то же единицу времени. Должны быть выработаны единые подходы к геометрическому материалу и основ общих законов алгебры. Геометрический материал должен сразу изучаться как элементы одной науки: единые обозначения, определения, как это требуется в науке, а это приводит к необходимости переучивать ребят. Следовательно, необходимо ликвидировать отсутствие преемственности между начальным и средним звеном. Весь основной базовый материал за курс начальной школы нужно выдавать сразу, как единые законы математики, независимо в каком классе ученик обучается, вводя буквенные обозначения. Например, такая тема как уравнения. Некоторые школьники не понимают общего вида любого уравнения. Они привыкли решать конкретное уравнение и не понимают, что это только частный случай, а знать надо алгоритм, по которому решаются все такие уравнения. Приведем еще один пример. В начальной школе изучается случай, когда дробь равна нулю. Для реализации преемственности между начальным и средним звеном подобный случай необходимо сразу изучать как общий закон математики
(1-11кл.).
а = 0, а = 0, в ≠ 0
х = 0. Это может быть только тогда, когда х=0.
.
В своей работе мы выделяем следующие основные направления в реализации преемственности между начальным и средним звеном:
1. Единая и обязательная работа над математическим текстом, это не только читать правильно и красиво (это тоже очень важно), а уметь чётко выделить, что дано по условию текста и что надо выполнить. При переходе образования на новую концепцию его развития во главу поставлена сама личность, т. е. на передний план выступает коммуникативная компетенция. В математике – это
самостоятельно работать со справочниками, дополнительной литературой, дидактическими текстами, т.е. уметь читать и делать выводы с пониманием содержания.
Согласно нашим исследованиям, из 25 взятых пятиклассников только пятая часть понимает текст читаемой задачи. А в ходе беседы обнаружилось, что лишь отдельные из школьников, прочитав дома пункт учебника, сразу могут разобраться с текстом. Эта проблема идёт до 9 класса. Многие на ОГЭ и ЕГЭ обучающиеся допускают ошибки, т.к. неправильно понимают текст.
2. Систематическая работа по рациональным методам устного счёта и письменных вычислений. Как показывает практика, темп вычислительной работы современных учащихся является замедленным, результаты вычислений довольно часто содержат неточности, ошибки, описки. Формирование навыков устного счёта занимает особое место в программе начальной школы и является одной из главных задач обучения среднего звена. В начальной школе закладываются навыки и рациональные приёмы счёта. А в среднем звене, особенно в 5-6 классах закладываются основы изучения математики и если не научить детей считать в этот период, то в дальнейшем появляются серьёзные трудности. А в связи с новой итоговой аттестацией очень важны навыки счёта и в старшем звене.
3. При изучении любой темы вводить алгебраическую запись текста, формулы, алгоритмы. Результаты наших исследований приводят к следующим основным выводам по реализации преемственности между раз-
личными этапами обучения школьников математике:
1. Преемственность обучения математике предполагает, что между начальным и средним звеном должны быть установлены закономерные связи с учетом, что «преемственность – это связь между различными этапами развития знаний, сущность которой заключается в удержании, сохранении в новых знаниях старых в качественно ином, переработанном виде благодаря деструкции, кумуляции и конструкции. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обусловливает развитие и
устойчивость системы знаний, умений и навыков в процессе обучения».
2. Чтобы приблизиться к реализации преемственной связи между этапами обучения математике в школе необходима Программа преемственности начального звена и среднего при обучении математике как единого научного курса. При этом следует понимать, что решения проблем преемственности между начальной и средней школой по математике двухстороннее: «С
одной стороны, необходимо обеспечить достаточное специальное математическое развитие учеников в начальных классах. С другой – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения поднимая их на более высокий уровень. Программу необходимо строить на базе следующих основных дидактических принципов
и подходов: деятельностный и компетентностно-деятельностный подходы; принципы развивающего и воспитывающего обучения, преемственности, пропедевтики, психологической комфортности; принцип творчества; вариативности; принцип непрерывности.
3. При реализации преемственности между этапами изучения математики в школе предполагается новая концепция самого курса математики: формирование научных методов и приемов познавательной деятельности в условиях использования развивающего обучения в сочетании с компетентностным подходом.
Особенности новой программы по математике выражаются в новой логике построения курса, когда каждая следующая тема преемственно связана с предыдущей, и созданы дидактические и методические условия для повторения ранее изученных вопросов на более высоком теоретическом, практическом и философско-методологическом уровне.
4. Эффективность педагогического опыта по преемственности обучения математике по итогам полученных результатов подтверждена экспериментально. Положительная динамика реализации Программы прослеживается в повышении качества и успеваемости школьников. Уменьшился процент дезадаптированных учеников, о чем свидетельствуют учебные показатели и результаты психологического тестирования.
Библиографический, список
1. Available Программа Преемственность в обучении математике начального и среднего звена at: https://infourok.ru/programmapreemstvennost-
v-obuchenii-matematike-nachalnogo-i-srednego-zvena-1244976.html
2. Корявцева Т.В. Приобщение к системному чтению. Available at: http://открытыйурок.рф/статьи/550742/
3. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой. Available at: http://muzhi-school.ru/1946
4. Шишкина Г. Преемственность в образовательном процессе: способы решения «вечной проблемы». Сельская школа. 2009.
5. Преемственность при изучении математики между начальным и средним звеном в свете ФГОС. Available at: https://multiurok.ru/
blog/prieiemstviennost-pri-izuchienii-matiematiki-miezhdu-nachal-nym-i-sriednim-zvienom-v-svietie-fgos.html
6. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: Методические рекомендации для учителей к учебникам Н.Я. Виленкина,
В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда. Москва: «Азбуковник», 2001.