Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Черных И.С. Разработка урока русского языка в 5 классе с использованием текстов региональной направленности

Библиографическое описание:
Черных И.С. Разработка урока русского языка в 5 классе с использованием текстов региональной направленности // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

Любое знание (любая мысль) находит свое выражение в тексте.

Текст – это связное высказывание на определенную тему. В большинстве случаев текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и посвященных одной теме.

В учебной и методической литературе понятие «текст» широко используется, но преимущественно не в терминологическом значении, а как конкретный языковой материал для наблюдений [Капинос 1991, с.23].

Нередко под продуктом речетворческого процесса понимают материал словарного диктанта, текст упражнения для закрепления того или иного правила, который нередко бывает составлен из отдельных предложений (словосочетаний, слов), объединенных изучаемой грамматической темой).

Для жителей Липецкой области наибольший интерес могут представлять произведения поэтов и писателей – земляков. Это мы проследим на примере конспекта урока, который построен на материале сказочной повести современной липецкой писательницы Алены Кашуры «Мысли для облаков».

Класс: 5

УМК: Русский язык. 5 класс: Автор-составитель Е.А. Быстрова– М.: Русское слово, 2014. – 288 с.

Тема урока: Правописание не с именами существительными.

Место урока в теме: первый в теме.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Образовательные ресурсы: презентация, учебник.

Цель урока: усвоить правило слитного и раздельного правописания не с существительными; научиться распознавать, когда не приставка, частица, часть корня.

Задачи урока: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания не с существительными; научить применять правило написания слитного и раздельного написания не с существительными на практике.

Метапредметные: освоить следующие общеучебные умения на уровне применения:

1) Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

2) Грамотно списывать тексты.

3) Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.

Планируемые образовательные результаты: правильно писать не с именами существительными.

Получат возможность научиться: определять учебные задачи, грамотно списывать тексты, самостоятельно оценивать свою учебную деятельность.

План урока: Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие страну под названием «Мечты». Но сначала давайте познакомимся. Назовите, пожалуйста, мне свое имя так, как вы хотели бы, чтобы вас сегодня называли, и с такой интонацией, чтобы всем сейчас стало теплее и комфортнее. (Учащиеся по очереди называют имена). Чувствуете? Настроение создано! И мы готовы двигаться вперед!

В нашей гимназии существует проект, который называется «умная перемена». Одно из заданий предлагалось вам на перемене.

Рисунок 1. Умная перемена

Какая деталь объединяет все изображения?

Верно! Лента. Какую функцию выполняет лента на данных изображениях. Лента необходима, чтобы собрать воедино волосы; чтобы запомнить информацию (на втором изображении лента представлена как носитель информации). На третьем изображении представлена лента в качестве закладки в книге. Это ляссе – тонкая атласная лента, вкладываемая в качестве закладки.

Каждый человек мечтает. Кто-то размышляет о том, чтобы заработать положительную отметку, кто-то желает получить подарок на праздник, а кто-то мечтает покататься на облаках. Как вы думаете, это возможно?

«Облака делают маленькие человечки Пухлики с тополиным пухом внутри, делают они это под руководством госпожи и господина Пышусов на секретном заводе».

Эти слова взяты из книги Алены Кашуры, которая называется «Мысли для облаков». Ребята, вы знаете эту писательницу? Алена Александровна – выпускница гимназии №12 г. Липецка.

Чтобы понять, о чем пойдет речь на нашем уроке, я предлагаю побыть Пухликами и изготовить облака.

У каждого на столе лежат фрагменты облаков, которые необходимо разложить в таком порядке, чтобы получились слова. Полученные слова запишите в рабочий лист и произведите морфемный разбор самостоятельных частей речи. С данным видом работы вы встретитесь при выполнении Всероссийской проверочной работы.

* недоумение (из рассказа)

* неизвестность (из рассказа)

* не сон (из рассказа)

Рисунок 2. Облака

Слова какой части речи у вас получились? Что у них общего? Что различного?

Все слова начинаются с не!

В 1-м слове (недоумение) не является частью корня. (Пишется слитно)

Во 2-м слове (неизвестность) не является приставкой. (Пишется слитно)

В 3-м слове (не сон) это отрицательная частица. (Пишется раздельно)

Сформулируем тему нашего урока!

Тема урока: «Правописание не с именами существительными».

Эпиграф:
Нельзя, чтобы тот себя прославлял, кто грамматических не знает свойств и правил. (А. П. Сумароков). Безграмотный человек, не знающий грамматических правил, не сможет прославиться, принести пользу людям, Отечеству.

Александр Петрович Сумароков – поэт, критик, драматург, представитель русской литературы 18 века.

Предположите, с чем нам предстоит разобраться, чтобы не делать ошибок в написании не с существительными.

– Изучить правило слитного и раздельного написания не с именем существительным.

Это учебная цель. А какую личную цель вы поставите? Если затрудняетесь, сделайте выбор из предложенного перечня.

1.Совершенствовать свою речь;

2.Пополнить словарный запас;

3. Получить положительную отметку.

В стране «Мечты», по которой мы с вами путешествуем, очень часто реальность встречается с вымыслом.

Сегодня мы будем работать с книгой Алены Кашуры «Мысли для облаков», в которой рассказывается о том, как мечтатель работает на заводе, где изготавливают облака, но как только он покинул своё рабочее место, так сразу же производство остановилось. Эта книга поможет нам при изучении правила. Обратимся к книгам, лежащим перед вами. Можете взять их в руки. В них вы видите закладки. Они необычные. Современное книгоиздание предлагает в качестве закладок использовать булл-марк. Что это такое? Бул-марк – красочная закладка, которую вкладывают в книгу для привлечения внимания читателя. Может содержать основные факты биографии писателя, а также самые впечатляющие цитаты произведения.

Рисунок 3. Булл-марк

На ваших столах представлены заготовки, которые необходимо доработать в соответствии с изучаемой на уроке темой.

Пожалуйста, откройте книгу с закладкой зеленого цвета. Давайте прочитаем выделенное предложение. Есть ли здесь слово, относящееся к теме урока? Как оно написано? Давайте разбираться!

Юноша взял её в руки и с нетерпением развернул.

Выпишите слово в рабочий лист. Произведите морфемный разбор слова. В какой части слова находится не?
Можно ли заменить синонимом? Можно. Синоним – желание, жажда. Пишется слитно.

На приведенном примере попробуем сформулировать первую часть правила «правописание не с именами существительными».

Не с именем существительным пишется слитно, если является приставкой и можно заменить его синонимом без не.

Давайте заполним первое поле нашего булл-марка. Записали.

Правило определили. В рабочий лист запишем несколько примеров.

Если затрудняетесь, то вам помогут следующие подсказки (три примера из «Угадай-ка»).

Наше правило состоит из нескольких частей. Сформулировать следующий пункт нам поможет закладка розового цвета. Прочитаем выделенное предложение. И, конечно, облако рассказало, что никакое оно не облако, а заводской сторож.

Как записано не с именем существительным в данном предложении? Раздельно. Почему вы так думаете? Совершенно верно. В данном предложении есть противопоставление с союзом а. То есть рассказало, что оно не облако, а сторож. Предлагаю заполнить следующую часть на булл-марке. Заполним желтое поле нашего булл-марка.

В рабочем листе вам предложено несколько примеров. Отметьте из них предложения, иллюстрирующие данное правило.

Но вот однажды из заводской трубы вылетел не пар, а огромная белогривая лошадь.

Это даже не кукла, а маленький мальчик.

Это был не тигр, а какой-то другой зверь.

Перед нами открылась не крохотная полянка, а целое поле.

Это не сон!

Осуществите самопроверку. Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! Какое предложение вызвало у вас сомнения?

На самом деле в последнем предложении противопоставление тоже есть. Оно скрытое, мы его подразумеваем. Не сон, а явь.

Дополним предыдущее поле булл-марка (подразумевается). В книге осталась одна нераскрытая страница с синей закладкой. Откройте её.

Орли с недоумением взглянул на маленького друга и шумно втянул носом воздух.

Обратите внимание, что данное слово встречалось в самом начале урока на наших облаках. В какой морфеме расположилось «не»? Попробуем сформулировать последнюю часть правила.

В корне. Это часть слова. Не употребляется без не. Заполним последнее поле – голубого цвета. Этимологическая справка! (неряха, невежа)

Таким образом, на булл-марке у нас выстроилось целое правило. А дома вы можете дополнить примерами из сказочной повести Алены Кашуры.

Для отработки правильного написания не с существительными предлагаю следующее интерактивное задание, которое называется «Правда/ложь». Определите, правильно ли написано не с существительными в приведенных примерах. Пример:

Рисунок 4. Предложения

Внесите слова в нужную ячейку таблицы. Осуществите самопроверку. Надеюсь, все справились с заданием. Последнее предложение с мечтой. Это не мечта! Вы когда-нибудь мечтали? Кто готов поделиться своей мечтой?

Ребята, никогда не переставайте мечтать. Мечты сбываются! Спасибо за наше путешествие в необычную страну!

Библиографический список

1. Быстрова Е.А. Русский язык. 5 класс. – М., 2014.

2. Капинос В. И.
Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. – М., 1991.

3. Кашура А. Мысли для облаков. – М., 2017.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2002.
2023