Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Костюк И.Б. Новые требования ФГОС преподавания русского языка для старшеклассников

Библиографическое описание:
Костюк И.Б. Новые требования ФГОС преподавания русского языка для старшеклассников // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

Новые требования ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) предполагают изменения в преподавании русского языка для старшеклассников. Эти изменения направлены на более глубокое освоение языка, развитие критического мышления и умения анализировать тексты.

Одним из ключевых изменений является увеличение акцента на развитие коммуникативных навыков. Теперь больше внимания уделяется умению выражать свои мысли, аргументировать свою позицию и вести дискуссии на русском языке. Это требует более активного участия студентов в уроках, проведении групповых проектов и обсуждении различных тем.

Кроме того, новые требования ФГОС предполагают большее внимание к развитию навыков анализа текстов различных жанров и стилей. Студентам предлагается изучать не только художественную литературу, но и тексты научно-популярного и публицистического характера, чтобы расширить кругозор и умение анализировать информацию.

Также важным аспектом новых требований ФГОС является развитие навыков критического мышления. Ученикам предлагается изучать различные точки зрения на одну и ту же проблему, аргументировать свои выводы и критически оценивать информацию из различных источников.

Как пример урока, соответствующего новым требованиям ФГОС по русскому языку для старшеклассников, можно рассмотреть следующий сценарий:

Тема урока: Анализ публицистического текста

Цели урока:

1. Развитие навыков анализа и критического мышления.

2. Развитие коммуникативных навыков через обсуждение и дискуссию.

3. Расширение кругозора через знакомство с различными жанрами публицистики.

Ход урока:

1. Введение (5 минут).

Учитель представляет тему урока и объясняет его цели. Затем ученикам предлагается ознакомиться с публицистическим текстом, например, статьей из газеты или журнала на актуальную тему.

2. Чтение и анализ текста (15 минут).

Ученики читают текст индивидуально, затем в группах обсуждают основные идеи, ключевые аргументы автора, его позицию по проблеме. Учитель помогает ученикам выделить основные тезисы и аргументы, проводит обсуждение вопросов, стимулирующих критическое мышление.

3. Дискуссия (20 минут).

Учитель проводит дискуссию среди учеников на основе текста. Ученики высказывают свои мнения по поводу проблемы, высказанные в тексте, аргументируют свою позицию и обсуждают ее с одноклассниками.

4. Рефлексия (10 минут).

Учитель проводит обсуждение прошедшего урока, спрашивает у учеников, что они узнали нового, какие навыки развили, какие трудности возникли.

Этот пример урока соответствует новым требованиям ФГОС по русскому языку для старшеклассников, так как он направлен на развитие навыков анализа текстов, критического мышления, коммуникативных навыков и расширение кругозора через работу с публицистическим текстом и обсуждение актуальной проблемы.

Эффективность урока по русскому языку для старшеклассников, соответствующего требованиям ФГОС, может быть оценена по следующим критериям:

1. Достижение целей: Оценка эффективности урока может быть проведена на основе того, насколько ученики достигли поставленных целей. Это может быть оценено через участие учащихся в обсуждении, их способность анализировать текст, выделять ключевые идеи, формулировать свои мысли и аргументировать свою позицию.

2. Активность учащихся: Эффективность урока также можно оценить через активность учеников в процессе обсуждения и дискуссии. Учащиеся должны активно участвовать, высказывать свои мнения, слушать других и аргументировать свою позицию.

3. Развитие навыков: Оценка эффективности урока может быть проведена на основе развития у учеников конкретных навыков, таких как анализ текста, критическое мышление, коммуникативные навыки и способность проводить дискуссии.

4. Обратная связь: Важным критерием эффективности урока является обратная связь от учеников. Учитель может собрать отзывы о том, что им понравилось на уроке, что было полезным, а также выявить трудности, с которыми столкнулись учащиеся.

5. Рефлексия: Важным моментом в оценке эффективности урока является рефлексия со стороны учителя. Учитель должен провести анализ своей работы на уроке, выявить сильные и слабые стороны, чтобы в дальнейшем сделать корректировки в методике преподавания.

Эти критерии могут помочь оценить эффективность урока по русскому языку для старшеклассников в соответствии с требованиями ФГОС.

В целом, новые требования ФГОС по русскому языку для старшеклассников направлены на более глубокое и комплексное освоение родного языка, развитие умений анализировать информацию, критически мыслить и эффективно общаться на русском языке. Эти изменения предполагают более активное участие студентов в учебном процессе и подготовку к самостоятельной жизни в информационном обществе.

Список литературы:

1. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 158с.

2. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1974. - 256 с.
2024