Библиографическое описание:
Легкова Ю.П. Игры и упражнения для развития речевого дыхания // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. У детей дошкольного возраста речевое дыхания часто оказывается не сформированным, что негативно влияет на овладение правильным звукопроизношением. Данные несложные игры помогут родителям дошкольников справиться с этой проблемой.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.
Дыхание в процессе речи – речевое дыхание – по сравнению с физиологическим (неречевым) имеет существенные отличия. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое - автоматически. Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций.
В работе над звукопроизношением одно из основных направлений – выработка воздушной струи, которая является источником образования звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, её ритмического рисунка, плавности и интонационной выразительности.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, а потому так важно обучить ребёнка правильному дыханию.
Какие же существуют игры для развития дыхания?
· «Пускание мыльных пузырей» - соревнование «Чей пузырь будет лететь дольше?».
· «Цветочек» - вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
· «Свеча» - задуть свечу резким выдохом. Маленькие свечи можно запустить плавать в миску с водой, так ещё интереснее. Помним о технике безопасности!
· «Одуванчик» - сдуть семена-пушинки: сначала сделать вдох носом, а затем плавно и длительно подуть на одуванчик.
· «Бабочка» - сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на неё.
· «Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.
· «Снежинка» - сдуть с ладони бумажную снежинку. Можно заменить снежинку ваткой, ватным шариком, кусочком бумажной салфетки.
· «Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.
· «Жук полетел» - сдуть бумажного жука со стола.
· «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
· «Рыбки плавают» - подуть на бумажную рыбку (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить её за ниточку, например к люстре).
· «Вертушки» - подуть на вертушку, как бы имитируя «сильный ветер». Взрослый может сопровождать действия ребёнка стихами:
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!»
· «Дудочка»/ «Свистулька»/ «Губная гармошка» - учить извлекать звук из музыкального инструмента, в который надо дуть. (Перед покупкой убедитесь, что для извлечения звука из игрушки не требуется больших усилий, что ребёнок справится сам).
· «Самолёт» - подуть на бумажный самолёт, подвешенный на ниточке.
· «Воздушный шарик» - подуть на воздушный шарик, соревнование «Чей шарик полетит выше/ дальше?».
· «Спортивный свисток» - соревнование «Чей свисток будет свистеть дольше?»
· «Прокати шарик» - вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе (любой лёгкий шарик). Можно дуть в трубочку (из-под сока или коктейля), а вместо шарика использовать кусочек ваты.
· «Кто там?» - дуть на тонкую занавеску, чтобы посмотреть, кто за ней спрятался (предварительно поставить за занавеску игрушку).
· «Футбол» - подуть на шарик, чтобы он оказался «в воротах». «Ворота» устанавливаем на столе (кубики, коробка или ворота от игры в настольный хоккей). Эту же игру можно разнообразить, дуя на шарик в трубочку.
· «Сдуй снежинку» (на прогулке) – сдувать снег с варежки. Можно вырезать варежку из картона и сдувать с неё «снежинку» (кусочек ватки) дома.
· «Погрей руки» - вдыхать через рот и дуть на «озябшие» руки.
· «Снежок тает» - подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.
· «Песня ветра» - подуть на китайский колокольчик «песня ветра» подвешенный на уровне лица ребёнка. Предложить подуть сильнее, чтобы звук стал громче.
· «Шторм в стакане» - подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.
· «Морской бой» - через трубочку дуть на бумажные кораблики в воде. Хорошо играть во время купания.
Библиографический список
1. Белякова Л.И., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004.
2. Воробьёва Т.А., Воробьёва П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.
3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. / Под ред. Цветковой Т.В. – М.: Сфера, 2011.
Легкова Ю.П. Игры и упражнения для развития речевого дыхания // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. У детей дошкольного возраста речевое дыхания часто оказывается не сформированным, что негативно влияет на овладение правильным звукопроизношением. Данные несложные игры помогут родителям дошкольников справиться с этой проблемой.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.
Дыхание в процессе речи – речевое дыхание – по сравнению с физиологическим (неречевым) имеет существенные отличия. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое - автоматически. Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций.
В работе над звукопроизношением одно из основных направлений – выработка воздушной струи, которая является источником образования звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, её ритмического рисунка, плавности и интонационной выразительности.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, а потому так важно обучить ребёнка правильному дыханию.
Какие же существуют игры для развития дыхания?
· «Пускание мыльных пузырей» - соревнование «Чей пузырь будет лететь дольше?».
· «Цветочек» - вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
· «Свеча» - задуть свечу резким выдохом. Маленькие свечи можно запустить плавать в миску с водой, так ещё интереснее. Помним о технике безопасности!
· «Одуванчик» - сдуть семена-пушинки: сначала сделать вдох носом, а затем плавно и длительно подуть на одуванчик.
· «Бабочка» - сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на неё.
· «Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.
· «Снежинка» - сдуть с ладони бумажную снежинку. Можно заменить снежинку ваткой, ватным шариком, кусочком бумажной салфетки.
· «Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.
· «Жук полетел» - сдуть бумажного жука со стола.
· «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
· «Рыбки плавают» - подуть на бумажную рыбку (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить её за ниточку, например к люстре).
· «Вертушки» - подуть на вертушку, как бы имитируя «сильный ветер». Взрослый может сопровождать действия ребёнка стихами:
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!»
· «Дудочка»/ «Свистулька»/ «Губная гармошка» - учить извлекать звук из музыкального инструмента, в который надо дуть. (Перед покупкой убедитесь, что для извлечения звука из игрушки не требуется больших усилий, что ребёнок справится сам).
· «Самолёт» - подуть на бумажный самолёт, подвешенный на ниточке.
· «Воздушный шарик» - подуть на воздушный шарик, соревнование «Чей шарик полетит выше/ дальше?».
· «Спортивный свисток» - соревнование «Чей свисток будет свистеть дольше?»
· «Прокати шарик» - вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе (любой лёгкий шарик). Можно дуть в трубочку (из-под сока или коктейля), а вместо шарика использовать кусочек ваты.
· «Кто там?» - дуть на тонкую занавеску, чтобы посмотреть, кто за ней спрятался (предварительно поставить за занавеску игрушку).
· «Футбол» - подуть на шарик, чтобы он оказался «в воротах». «Ворота» устанавливаем на столе (кубики, коробка или ворота от игры в настольный хоккей). Эту же игру можно разнообразить, дуя на шарик в трубочку.
· «Сдуй снежинку» (на прогулке) – сдувать снег с варежки. Можно вырезать варежку из картона и сдувать с неё «снежинку» (кусочек ватки) дома.
· «Погрей руки» - вдыхать через рот и дуть на «озябшие» руки.
· «Снежок тает» - подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.
· «Песня ветра» - подуть на китайский колокольчик «песня ветра» подвешенный на уровне лица ребёнка. Предложить подуть сильнее, чтобы звук стал громче.
· «Шторм в стакане» - подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.
· «Морской бой» - через трубочку дуть на бумажные кораблики в воде. Хорошо играть во время купания.
Библиографический список
1. Белякова Л.И., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004.
2. Воробьёва Т.А., Воробьёва П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.
3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. / Под ред. Цветковой Т.В. – М.: Сфера, 2011.