Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Епифанова Н.А. Педагогическая концепция учителя-логопеда

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Безусловно, важнейшим периодом для активного развития речи детей является детство. Поэтому дошкольное образование ставит одной из ведущих задач – формирование речи ребенка. Но, поступая в школу, некоторые ученики сталкиваются с проблемами освоения родного языка, решить которые не удается без дополнительной помощи педагогов.
Важно понимать, что язык является основным средством человеческого общения и познания, приобщения к культуре, к ценностям своего народа и неотъемлемым условием обучения и воспитания. Человеческая речь сопровождает практически любую нашу деятельность. Поэтому чем богаче и грамотнее она развита у ребенка, тем легче ему высказывать мысли, тем шире его кругозор и проще выстраивание межличностных отношений среди сверстников и взрослых, что обеспечивает в будущем успешное становление личности человека.
Как мы отметили ранее, недостатки в развитии речевой системы встречаются не только у детей дошкольного возраста, но и у учащихся школ. Говоря о детях с нарушениями речи, необходимо помнить, что это дети с первично сохранным слухом и интеллектом. При этом дефекты речи у них могут быть разнообразны: от трудностей звукопроизношения до недостаточно сформированной лексико-грамматической стороны речи и нарушений чтения и письма.
Для каждого родителя главным является здоровье и благополучие своего ребенка, поэтому большое значение для семьи играет своевременная помощь, оказываемая учителями-логопедами. Кто же эти специалисты в моем понимании?

Логопеды – интересный круг людей,

В них симбиоз заложен трех профессий:

Они и педагоги, и врачи,

Частично и психологи, конечно.

Кому еще, если не им, дано понять,

Какая речь сложнейшая система,

Как важно в ней звено не потерять,

Чтоб не возникла целая проблема.

И пусть незнающие люди говорят,

Что только БУКВЫ называть они и учат.

На самом деле, Божий Дар хранят,

Чтоб жизнь была хоть чуточку благополучней.

Так почему же эта специальность – «симбиоз трех профессий»? Давайте поразмышляем. Учитель-логопед – это в первую очередь педагог, владеющий необходимыми профессиональными знаниями, методиками развития и коррекции речевой системы у детей и взрослых. Квалифицированный специалист обладает навыками обследования состояния устной и письменной речи; может грамотно выявить, объяснить причины возникновения нарушений и выстроить маршрут коррекционной логопедической работы с ребенком.
Еще одна профессия, с которой связаны логопеды – это врачи. Для того чтобы понять механизм недостатков речи, необходимо знать, как в целом осуществляется речевая деятельность, с помощью каких высших психических функций она протекает и какую роль в этом процессе играет нервная система человека.
От чего же учитель-логопед еще и психолог? Немаловажным фактором, в данной профессиональной деятельности, является работа не только с детьми, но и с их родителями. Многим из них необходима поддержка, беседа о перспективах речевого развития ребенка, простое объяснение причин и механизмов трудностей, возникших у их сына/дочери. Я считаю, что невозможно найти общий язык с детьми, не принимая их как полноправных партнеров в сотрудничестве, ставя себя на «вершину», до которой ученики не могут добраться. Моя профессиональная деятельность строиться на принципе: «Всегда помни, что ты тоже был ребенком». Этот тезис не значит, что детям обеспечивается вседозволенность в любых действиях. Он подразумевает, что педагог должен уметь «просчитать» реакцию воспитанника на несколько шагов вперед, уметь быстро перестроиться по ходу занятия; знать, что интересно ребенку в данном возрасте; выстраивать логопедические занятия с учетом ведущего вида деятельности и быть достаточно требовательным, творческим и открытым человеком по отношению к детям.
Личностный портрет учителя-логопеда многогранен. В его арсенал входит опрятный внешний вид, речевой этикет, улыбка и доброжелательность, профессиональная этика, терпение и внимательность. В совокупности с эффективной коррекционной работой и стараниями самого учащегося все это открывает для ребенка новые возможности общения. Самым удивительным моментом в своей работе я считаю то мгновение, когда у детей начинает получаться что-то, что ранее было им недоступно: будь то произношение звука или безошибочное письмо. Их искренняя улыбка и блеск в глазах заряжают меня и дают понимание того, насколько важна в жизни выбранная мной профессия.
Как ранее отмечено, «речь – сложнейшая система». На самом деле она представляет собой результат согласованной деятельности речевых и неречевых зон коры головного мозга и напрямую зависит от развития высших психических функций, таких как память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому разрабатывая структуру занятия, я обязательно включаю в него общеразвивающие задания, дидактические игры и упражнения. Помимо основной цели урока, мы с детьми учимся ставить задачи для ее реализации, делать выводы, обобщать усвоенный материал и проводить параллели, где им в жизни могут пригодиться полученные знания. Данные элементы проблемного обучения нацелены на развитие основных мыслительных операций, изобретательности и умения высказывать свои мысли.
Также в работе с учащимися используются элементы игровых технологий, песочной терапии, так как ведущий вид деятельности в школе – учебная. В рамках здоровьесберегающих технологий провожу артикуляционную, пальчиковую, зрительную гимнастику и физкультминутки.
Я считаю, что моя профессия интересная, ответственная и не менее сложная, чем иные специальности. У каждого из нас возникают разные трудности, но осознание того, что ты приносишь своим делом пользу детям, прививаешь им любовь к родному языку и закладываешь необходимые для жизни знания, умения и навыки – вызывает в душе гордость за профессию «Учитель-логопед».

Библиографический список

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
2018