Нефедова О.Н. Формирование ритмико-мелодико-интонационной стороны речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью конструирования
Библиографическое описание: Нефедова О.Н. Формирование ритмико-мелодико-интонационной стороны речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью конструирования // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.
Темпо-ритмическая организация речи начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).
Устную речь в целом формируют интонационные средства выразительности. Данные онтогенеза демонстрируют, что формирование словесной речи у детей начинается позже, чем происходит усвоение и восприятие интонационных средств (А. Н. Гвоздев).
Поэтому, в коррекционно-логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими такие нарушения речи как моторная алалия, заикание, расстройства аутистического спектра, дизартрия - очень важным является такое направление работы как формирование ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.
У таких детей отмечаются следующие нарушения интонационной выразительности речи:
• нарушения темпа и ритма (ускоренный - замедленный, скандированный - растянутый);
• трудности восприятия и воспроизведения эмоциональных значений интонации;
• нарушения модуляции голоса по силе и высоте;
• нарушения мелодической организации высказывания и др.
Поэтому важно научить детей не только произносить правильно звуки речи, но и говорить в определённом темпе, слитно, соблюдая словесное и логическое ударение, повышая или понижая голос.
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Речь должна быть интонированная, эмоционально-окрашенная. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. Отсутствие интонации в речи затрудняет её понимание окружающими людьми.
Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организует речь, устанавливает смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или восклицательное значение, позволяют говорящему выражать различные чувства, на письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.
Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива.
Давайте разберем, что же она в себя включает? Мелодико-интонационная сторона речи - это составная характеристика просодической стороны речи, которая включает в себя ритм, темп, тембр и мелодику речи.
Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Повышение или понижение голоса, а при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость и т. д.) и позволяет избавиться от монотонности.
Ритм – определенное последовательное равномерное чередование звуков, ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности), фраз и целых слов, которое делает речь мелодичной, музыкальной.
Темп - скорость произнесения звуков, слов, фраз (при ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Средний темп русской речи – 120 слов в минуту.
Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.
Тон – это эмоциональная окраска голоса человека. Отражает разнообразные чувства, переживания, душевные состояния говорящего, передает оттеки радости и горя, печали и веселья, ласки и грусти, похвалы и порицания и т.д.
Логическое ударение – выделение голосом наиболее важного по смыслу слова (замедление, пауза, повышение тона) Например: Брат переехал на новую квартиру.
Таким образом, на внятность речи большую роль оказывает её ритмико-интонационная сторона.
Работа над темпо-ритмической стороной речи, развитие силы и высоты голоса, формирование длительного речевого выдоха, работа над эмоциональной окрашенностью речи может вестись с разной интенсивностью и на разном материале.
Специфика речевого дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья и возникающие вторичные отклонения (нарушения в развитии высших психических функций, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы, творческой активности, процессов общения, индивидуальные особенности ребенка, среда обучения и воспитания) вносят свои коррективы в известные традиционные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений для успешного коррекционно-образовательного процесса.
Такой вид работы как - формирование ритмико-мелодико-интонационной стороны речи по традиционной методике - сложен и не всегда интересен для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому постоянно находясь в творческом поиске современных нетрадиционных методов, я выбрала обучающий конструктор.
Игры с конструкторами позволяют развивать интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.
Я представлю некоторые направления этой работы:
1. Работа над речевым дыханием
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучного голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания и улучшение голоса проводятся одновременно.
Рисунок 1. Дыхательная гимнастика «Лабиринт»
Предлагаю ребенку построить лабиринт (Рис.1-5), где будет путешествовать наш ветерок (игра проводится как с использованием одноразовой соломинки, так и без нее). Или построить гараж и загнать машинку в гараж (Рис.6). Такая дыхательная гимнастика поддерживает интерес ребенка к занятию, способствует развитию мелкой моторики, мышления, внимания, воображения, развивает дыхательных аппарат – а именно формирует длительную, целенаправленную воздушную струю, ведь речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Такой нетрадиционный подход к дыхательной гимнастике способствует закреплению данного навыка не только во время занятия, но и в свободной деятельности ребенка дома и в детском саду. Дети начинают соревноваться: кто построит лабиринт лучше, а кто подует длительнее, а у кого гараж больше. Только важно помнить правила выполнения дыхательной гимнастики. Дуть нужно не более пяти раз, затем давать ребенку отдохнуть во избежание головокружения. Перед любым упражнением, проговариваем правила.
Рисунок 6
2. Развитие чувства ритма
Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
Представляю упражнения на развитие восприятия и воспроизведение ритмических структур - отхлопывания и отстукивание ритмического рисунка:
-Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами. После прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное.
Как же здесь нам может помочь конструктор? Ритмические структуры мы будем отрабатывать на невербальном материале. – Как? – с помощью разных деталей конструктора! Предлагаем свой материал или просим детей принести разные детали конструктора – ребенку всегда интереснее играть со своими сокровенными игрушками. Тем более, что для занятия нам будут нужны разные детали, у кого что есть, то и приносим. И начинаем творить…. Сначала предлагаем ребенку вместе выложить акцентированный рисунок и воспроизвести его (Рис.7).
Рисунок 7
Рисунок 8, 9, 10
На фото видно, что большая деталь конструктора означает громкий стук, маленькая – тихий (Рис.8-9). Длительность паузы – это расстояние между деталями (Рис.10). Упражняемся выкладывать, а затем отстукивать и отхлопывать акцентированные ритмические рисунки. Сначала, учитель-логопед предлагает ребенку различные рисунки, затем ребенок сам придумывает ритмические вариации (Рис.11). С детьми младшей и средней группы детского сада параллельно с этой работой веду работу по цветовосприятию и цветоощущению – закрепляем названия цветов.
Рисунок 11
Рисунок 12-13
С помощью кнопочек можно так же считать количество ударов, а высота детали нам подскажет, громко или тихо нам нужно отхлопать выбранный ритмический рисунок. (Рис.12-13)
Так сложный вид деятельности превращается в игру, где ребенок сам комбинирует детали и выполняет свои же собственные задания. Учится – играя. А учитель-логопед наблюдает и направляет ребенка в правильное русло.
С помощью таких ритмических упражнений дети готовятся к восприятию интонационной выразительности и способствуют её развитию.
Библиографический список
1. Коноваленко С.В. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 48 с.
2. Шевцова Е.Е. Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ:Астрель, 2009. – 222 с. – (Высшая школа).