Библиографическое описание:
Вакулина Е.Г. Использование приемов мышечной релаксации в работе с детьми в условиях ДОО // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
В процессе образования и воспитания дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная интеллектуальная деятельность и сопутствующие ей эмоциональным переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие у дошкольников появляются тревожность, страхи, неуверенность в себе, неадекватное поведение.
Современные научные исследования доказывают, что для психологического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.
Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, распределяя определенные группы мышц. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, увеличить запас энергии.
С целью сохранения психологического здоровья детей и обеспечения психологического комфорта в детском саду необходимо ежедневно проводить психологические минутки, которые включают в себя релаксационные техники.
Релаксационная техника «напряжение - расслабление» (мышечная релаксация) – это самый лучший способ научиться распознавать существующее в мышцах напряжение и избавляться от него.
Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных упражнений. Регулярное выполнение подобных упражнений делает ребенка спокойным, уравновешенным, позволяет лучше понять свои чувства. В результате ребенок владеет собой, контролирует свои эмоции и действия. Умение расслабляться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное напряжение, устранить беспокойство, сконцентрировать внимание. Полная мышечная релаксация (расслабление) оказывает положительное влияние на психику ребенка. На его душевное равновесие. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно – частоболеющим детям, гиперактивным, возбудимым, тревожным.
Метод мышечной релаксации Э.Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Напрягая попеременно разные группы мышц, можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме его применяют даже с самыми маленькими детьми. Детям очень нравятся упражнения, направленные на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением. Такие упражнения позволяют ребенку расслабиться.
Обучать детей расслаблению необходимо начинать с мышц рук, ног, лица, а потом и мышц всего туловища. Такие упражнения включаются в любой режимный момент в течении дня. Педагог самостоятельно определяет время проведения мышечной релаксации.
Рекомендации по проведению мышечной релаксации
1. Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.
2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.
3. Все упражнения с напряжением выполняются вдохе, а все упражнения на расслабления выполняются на выдохе.
4. Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.
5. Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.
6. Упражнение рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
7. Повторяйте каждое упражнение не более 2-3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.
8. Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно.
У детей младшего возраста релаксация – это импровизированный сон с какой-нибудь игрушкой. К детям приходит в гости зайка, мишка, кукла и т.д. играет или говорит с детьми, а затем предлагает им немного отдохнуть. Дети ложатся на ковер на спину, звучит колыбельная мелодия. Педагог объясняет детям, что они не должны вставать, пока звучит музыка и спит игрушка, а тог они его разбудят. Педагог подходит поочередно к детям, гладит игрушку, ребенка и говорит: «Игрушка спит и Саша спит». После «сна» выполняется спокойный подъем и 2-3 упражнения на дыхание: «Подуй на игрушку, а то ей стало жарко во сне». Игрушка прощается и уходит. Продолжительность релаксации: 1-2 минуты.
С детьми среднего и старшего возраста проводятся более сложные упражнения мышечной релаксации.
Упражнения мышечной релаксации
«Снежная баба»
Цель: напряжение и расслабление мышц всего тела.
Упражнение выполняется под спокойную музыку для релаксации. Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом воображаемые комья снега. Затем вместе с детьми лепите снежную бабу.
Педагог: «Слепили во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (попросить детей изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках…
Ночью подул сильный ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить детей, напрячь голову и шею), а потом плечи (дети напрягают плечи), потом туловище (напрягают туловище). А ветер дует все сильнее и сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу.
Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала начала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети как бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».
«Апельсин»
Цель: напряжение и расслабление кистей рук.
Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны.
Попросить детей представить:
- К правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.).
- Теперь, разожмите кулачок, откатите апельсин (дети представляют, что они выжали сок). Рука теплая, мягкая, она отдыхает.
- Апельсин подкатился к левой руке. Все действия проделать левой рукой.
Упражнение начинается сначала, если оно не происходит в комплексе упражнений.
«Шарик»
Цель: напряжение и расслабление мышц живота.
Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились.
«Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко…ровно…глубоко…».
«Спортсмены»
Цель: напряжение и расслабление мышц ног и корпуса.
На первую часть стихотворения, дети стоят на одной ноге, раскинув руки в стороны (напрягаются все мышцы). На вторую часть – мышечное расслабление.
«Спортом надо заниматься, каждый день тренироваться,
Руки в сторону, не падай, очень трудно так стоять,
Ногу на пол не спускать! Мы все мышцы напрягаем,
А теперь их расслабляем, опускаем руки вниз.
Ну – ка, быстро улыбнись!».
«Штанга»
Цель: напряжение – расслабление мышц рук, ног и корпуса.
Поднимаем «воображаемую» штангу напрягая при этом мышцы рук, ног и туловища. Затем расслабляем – бросаем штангу.
«Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом, (наклон вперёд)
Штангу с пола мы поднимем (выпрямится, руки вверх)
Крепко держим…
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Нам становится понятно:
Расслабление приятно».
«Любопытная Варвара»
Цель: расслабление мышц шеи.
И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
«Любопытная Варвара смотрит влево… смотрит вправо…
А потом опять вперед – тут немного отдохнет
Шея не напряжена, а расслаблена».
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
«А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена,
И расслаблена».
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
«А Варвара смотрит вниз!
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена,
И расслаблена».
Библиографический список
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - СПб.: Речь, 2009.
2. Кудрявцева О.Н. Релаксационные упражнения для дошкольников//Воспитатель. 2008. № 1.
3. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. /авт.-сост. Н.Ф. Иванова.-Волгоград: Учитель, 2009.
Вакулина Е.Г. Использование приемов мышечной релаксации в работе с детьми в условиях ДОО // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
В процессе образования и воспитания дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная интеллектуальная деятельность и сопутствующие ей эмоциональным переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие у дошкольников появляются тревожность, страхи, неуверенность в себе, неадекватное поведение.
Современные научные исследования доказывают, что для психологического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.
Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, распределяя определенные группы мышц. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, увеличить запас энергии.
С целью сохранения психологического здоровья детей и обеспечения психологического комфорта в детском саду необходимо ежедневно проводить психологические минутки, которые включают в себя релаксационные техники.
Релаксационная техника «напряжение - расслабление» (мышечная релаксация) – это самый лучший способ научиться распознавать существующее в мышцах напряжение и избавляться от него.
Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных упражнений. Регулярное выполнение подобных упражнений делает ребенка спокойным, уравновешенным, позволяет лучше понять свои чувства. В результате ребенок владеет собой, контролирует свои эмоции и действия. Умение расслабляться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное напряжение, устранить беспокойство, сконцентрировать внимание. Полная мышечная релаксация (расслабление) оказывает положительное влияние на психику ребенка. На его душевное равновесие. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно – частоболеющим детям, гиперактивным, возбудимым, тревожным.
Метод мышечной релаксации Э.Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Напрягая попеременно разные группы мышц, можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме его применяют даже с самыми маленькими детьми. Детям очень нравятся упражнения, направленные на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением. Такие упражнения позволяют ребенку расслабиться.
Обучать детей расслаблению необходимо начинать с мышц рук, ног, лица, а потом и мышц всего туловища. Такие упражнения включаются в любой режимный момент в течении дня. Педагог самостоятельно определяет время проведения мышечной релаксации.
Рекомендации по проведению мышечной релаксации
1. Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.
2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.
3. Все упражнения с напряжением выполняются вдохе, а все упражнения на расслабления выполняются на выдохе.
4. Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.
5. Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.
6. Упражнение рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
7. Повторяйте каждое упражнение не более 2-3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.
8. Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно.
У детей младшего возраста релаксация – это импровизированный сон с какой-нибудь игрушкой. К детям приходит в гости зайка, мишка, кукла и т.д. играет или говорит с детьми, а затем предлагает им немного отдохнуть. Дети ложатся на ковер на спину, звучит колыбельная мелодия. Педагог объясняет детям, что они не должны вставать, пока звучит музыка и спит игрушка, а тог они его разбудят. Педагог подходит поочередно к детям, гладит игрушку, ребенка и говорит: «Игрушка спит и Саша спит». После «сна» выполняется спокойный подъем и 2-3 упражнения на дыхание: «Подуй на игрушку, а то ей стало жарко во сне». Игрушка прощается и уходит. Продолжительность релаксации: 1-2 минуты.
С детьми среднего и старшего возраста проводятся более сложные упражнения мышечной релаксации.
Упражнения мышечной релаксации
«Снежная баба»
Цель: напряжение и расслабление мышц всего тела.
Упражнение выполняется под спокойную музыку для релаксации. Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом воображаемые комья снега. Затем вместе с детьми лепите снежную бабу.
Педагог: «Слепили во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (попросить детей изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках…
Ночью подул сильный ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить детей, напрячь голову и шею), а потом плечи (дети напрягают плечи), потом туловище (напрягают туловище). А ветер дует все сильнее и сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу.
Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала начала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети как бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».
«Апельсин»
Цель: напряжение и расслабление кистей рук.
Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны.
Попросить детей представить:
- К правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.).
- Теперь, разожмите кулачок, откатите апельсин (дети представляют, что они выжали сок). Рука теплая, мягкая, она отдыхает.
- Апельсин подкатился к левой руке. Все действия проделать левой рукой.
Упражнение начинается сначала, если оно не происходит в комплексе упражнений.
«Шарик»
Цель: напряжение и расслабление мышц живота.
Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились.
«Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко…ровно…глубоко…».
«Спортсмены»
Цель: напряжение и расслабление мышц ног и корпуса.
На первую часть стихотворения, дети стоят на одной ноге, раскинув руки в стороны (напрягаются все мышцы). На вторую часть – мышечное расслабление.
«Спортом надо заниматься, каждый день тренироваться,
Руки в сторону, не падай, очень трудно так стоять,
Ногу на пол не спускать! Мы все мышцы напрягаем,
А теперь их расслабляем, опускаем руки вниз.
Ну – ка, быстро улыбнись!».
«Штанга»
Цель: напряжение – расслабление мышц рук, ног и корпуса.
Поднимаем «воображаемую» штангу напрягая при этом мышцы рук, ног и туловища. Затем расслабляем – бросаем штангу.
«Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом, (наклон вперёд)
Штангу с пола мы поднимем (выпрямится, руки вверх)
Крепко держим…
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Нам становится понятно:
Расслабление приятно».
«Любопытная Варвара»
Цель: расслабление мышц шеи.
И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
«Любопытная Варвара смотрит влево… смотрит вправо…
А потом опять вперед – тут немного отдохнет
Шея не напряжена, а расслаблена».
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
«А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена,
И расслаблена».
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
«А Варвара смотрит вниз!
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена,
И расслаблена».
Библиографический список
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - СПб.: Речь, 2009.
2. Кудрявцева О.Н. Релаксационные упражнения для дошкольников//Воспитатель. 2008. № 1.
3. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. /авт.-сост. Н.Ф. Иванова.-Волгоград: Учитель, 2009.