НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Васильева О.Н. Деятельностный подход в изучении урока ОБЖ

Библиографическое описание:
Васильева О.Н. Деятельностный подход в изучении урока ОБЖ // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.

ОБЖ – это «Основы безопасности жизнедеятельности», интегративная дисциплина, включающая в себя элементы естественных, гуманитарных и технических дисциплин.

Основы безопасности жизнедеятельности - наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания, в задачах предмета которого входит еще и формирование у ребят понимания и признания особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Деятельностный подход преподавателя ОБЖ должен обеспечить переход от определения целей обучения по курсу ОБЖ как усвоение знаний, умений, навыков к определению цели формирования у школьников умения учиться, адекватно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

В результате изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание курса ОБЖ, деятельностный подход должен обеспечить им решение значимых жизненных задач, признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Деятельностный подход учащихся к изучению урока ОБЖ даст им возможность:

1. Сформировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

2.Обеспечить привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.

3.Обеспечить привитие навыков в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в оказании само - и взаимопомощи в случаях проявления любых опасностей.

4.Приобрести знания, умения и навыки, физические и психологические качества личности, необходимые для ускорения адаптации к условиям среды обитания.

5. Быть внутренне готовым к наиболее потенциально опасным видам деятельности, в том числе к военной службе.

На уроках ОБЖ детям рассказывают о существующих природных чрезвычайных ситуациях, опасностях на промышленных предприятиях, бытовых правилах поведения. ОБЖ является практической дисциплиной, так как учит школьников защищаться от вредного воздействия среды обитания и человеческой деятельности.

Ни один предмет в школе не оказывает такого определяющего влияния на формирование личности как урок основ безопасности жизнедеятельности. Поэтому очень важны способы управления познавательной деятельностью. Поурочные планы-конспекты ставят конкретные цели и задачи при изучении различных тем уроков, концентрируют внимание учителя на отдельные, наиболее трудные вопросы. Они помогают оптимально построить учебно-воспитательный процесс. Основные понятия, решения и выводы учащиеся записывают в тетрадь.

Для каждой группы учеников даются задания в соответствии с их мышлением и уровнем творческого потенциала. Это и различные карточки-задания, тесты, постановка проблемных задач, различные виды опроса. Устными, письменными и комбинированными способами проводится текущий, тематический контроль качества знаний о ОБЖ. Если результат равен поставленной цели, перехожу к другой теме. Если нет, провожу коррекцию цели, и соответственно дополнительные задания. А, если необходимо, то и дополнительные индивидуальные занятия.

Практический контроль проводится и в форме дифференцированного зачета, включающего практическую и теоретическую части.

Дисциплина ОБЖ рассматривает большой объем знаний, необходимый для жизни каждого человека. Не всегда материал прост для восприятия, поэтому интересное оформление с краткой информацией способствует лучшему усвоению знаний, речь идет о наглядном материале в кабинете.

Приобретенные умения и навыки в любой момент могут пригодиться школьникам, а также избавить их от проблем в будущем. Поэтому основная задача учителя – сделать уроки ОБЖ в школе разнообразными и интересными, чтобы ученики максимально включались в учебный процесс.

Литература:

1. Попова Р.И. Развитие содержания понятия «Методическая система подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / Теория и практика общественного развития. 2013. № 11.

2. Киселева Э.М., Попова Р.И. Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 5.

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: «Просвещение», 1988.

4. Абрамова В.Ю. Бахвалова С.Б., Елизарова И.С. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету / Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40).
2023