НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Волкова Е. Н. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если принимают в них самостоятельное участие.
 Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, поэтому огромное внимание уделяется театрализованной игре. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка.
 Такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.
 Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
 Проведенная в первом полугодии диагностика во второй младшей группе показала, что около 70% 2-3-х летних детей являются плохо говорящими. В своей речи они использовали только ограниченное количество простых слов, не могли самостоятельно построить словосочетания и предложения. Речь их была недостаточно чистая и внятная.
 Как и все плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, они начинали стесняться этого, и как следствие замыкаться в себе. Неохотно вступали в диалоги с воспитателем и сверстниками, большей частью отмалчивались.
 Проанализировав данную ситуацию, я посчитала эффективным средством развития для детей этой группы театрализованную деятельность.
 Основной моей целью было - развитие коммуникативных навыков.
 Для реализации цели решаются следующие задачи:
ü Развивать социально-коммуникативные и творческие способности детей через театрализованную деятельность;
ü Способствовать развитию навыков свободного общения в процессе театрализованной деятельности;
ü Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
ü Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать не большие отрывки из народных сказок.
ü Снятие эмоционального напряжения у ребенка;
ü Формирование простейших образно – выразительных умений, средств;
ü Формирование умений детей взаимодействовать друг с другом;
ü Развитие диалогической речи в процессе драматизации;
ü Расширение и активизация словарного запаса детей;
ü Развитие эмоциональной сферы детей.
Я считаю, что эти задачи можно решить через театральную деятельность. Для успешной реализации этих задач необходимо создать определенные условия:
ü Заботится об оснащении театрализованных игр;
ü Побуждать детей вслушиваться в художественное слово;
ü Ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка;
ü Создавать ситуации, в которых персонажи театра вступают в диалог с детьми;
ü Поощрение стремления детей к театрально-игровой деятельности;
ü Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений.
 При создании таких условий мы поэтапно идем к самостоятельной театральной деятельности. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли. В праздники и в развлечения включаем инсценировки за ширмой с участием кукол. Старшие дошкольники приглашают нас на просмотр своих театральных постановок.
 Использую театрализацию в различных видах деятельности педагогического процесса: во время адаптации, в воспитании культурно-гигиенических навыков, в режимных моментах (кормлении, отход ко сну и так далее), в подвижных играх, сюрпризных моментах, сюжетно-ролевых играх, при чтении художественной литературы, рассказывании сказок.
 Дети в этом возрасте не могут развивать и обыгрывать весь сюжет, не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта использую индивидуальную работу с детьми. Так постепенно малыши включаются в театральную игру, от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
 В начале учебного года, театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой - игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, разыгрывания небольших сценок с использованием игрушек, фигурок плоскостного и настольного театра, театра кукол, пальчикового и перчаточного театра.
 Знакомство детей с разными видами театров я начала с раннего возраста, заметив, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу.
 Демонстрация произведения осуществляется с использованием разнообразных видов театров. Из всего многообразия театров, которые представляются в дошкольных образовательных учреждениях, в моей группе используются следующие виды театров:
ü Пальчиковый, шагающий.
ü Настольный, к нему относятся конусный, шумовой, театр деревянной игрушки.
ü Плоскостной, куда входит магнитный театр.
ü Теневой.
ü Би-ба-бо.
 Но на практике, работая с детьми раннего возраста, были выделены такие виды театров, которые наиболее эффективны, понятные и доступные. Дети самостоятельно могут их использовать для театрализации. Это все виды пальчикового и настольного театра. Сейчас я хочу подробнее на них остановиться.
 Пальчиковый театр представлен по таким сказкам как «Колобок», «Зимовье», «Репка», а также подобраны отдельные персонажи для театрализованной деятельности. С помощью пальцев дети хорошо освоили шагающий театр по сказкам «З медведя», «Заюшкина избушка», а также пальчиковую игру «Семья». Во время игры в спектакле дети ведут себя смело, активно, незакомплексованно. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков. Сказочные персонажи взаимодействуют, общаются, спорят, не соглашаются или уступают, грустят или веселятся, и через перевоплощение в образ героя сказки ребенок получает и запоминает все эти приемы взаимодействия с окружением, присваивая себе все характерные черты полюбившегося персонажа.
 Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью.
 Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. На основе конусов ребята могут разыграть хорошо знакомые им русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Кот, лиса и петух».
Театр деревянной игрушки представлен по сказкам «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Теремок».
 Для того чтобы добиться определенных успехов в коммуникативном развитии посредством театрализованной деятельности я работаю в этом направлении учитывая возрастные психофизические особенности детей.
 Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. В установлении взаимодействия с родителями и проявления их заинтересованности использую разнообразные формы работы:
ü Стендовые консультации: «Значение театрализованной деятельности в развитии
ü речи детей раннего возраста», «Изготовление театральной игрушки в домашних
ü условиях».
ü Выступления на родительских собраниях.
ü Мастер-классы по изготовлению настольных театров, кукол.
ü Участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений.
ü Семинары-практикумы: «Домашний театр»; «Играем вместе с мамами и папами».
ü Привлечение родителей к созданию развивающей среды.
 Систематически включая театрализованные игры в образовательный процесс, дети стали говорить лучше, общаться со взрослыми, обращаться за помощью, активнее вступать в речевое взаимодействие со сверстниками, научились более связно и логично выражать свои мысли. Постепенно дети включались в процесс игрового общения. Театрализованная деятельность является важным средством в развитии коммуникативной компетентности. Следовательно, работа по внедрению в образовательный процесс средств театрализованной деятельности, с целью развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста была эффективна и дала
положительный результат.
 Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу в целях формирования творческой деятельности детей раннего возраста средствами театрализации становится возможным при выполнении следующих условий:
ü Насыщение интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием.
ü Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности.
ü Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.
ü Совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
 В ходе работы предполагаются следующие результаты:
ü позитивное взаимодействие детей в коллективе;
ü правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
ü раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
ü речевое раскрепощение ребенка.
ü устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности;
ü владение простейшими образно – выразительными умениями: имитация характерных движений сказочных героев, мимикой;
ü расширение и активизирование словаря детей;
ü развитие выразительной и диалогической речи детей в процессе театрально – игровой деятельности;
ü расширение кругозора.
 Целью всей данной работы является то, что дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим людям, свободно и позитивно общаться. Это поможет им стать успешными в современном обществе.
2021