НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Блинов А. В. Систематизация учебно-методических материалов для освоения раздела «Спортивные игры» (волейбол)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Волейбол является составной частью программы по физической культуре в школе и средством физического воспитания обучающихся, которая способствует решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в учебном заведении.
Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.
С момента своего «изобретения» игра в волейбол переживает бурное развитие. Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.
Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка.
Для успешной реализации задач урока на практике можно применять учебные карточки, которые соответствуют дидактическим принципам, систематичности и последовательности обучения. Данный вид систематизации упражнений по технической и тактической подготовке позволяет педагогу повысить качество проведения занятий по физической культуре.
Таблица №1. Учебная карточка «Тактические взаимодействия
игроков при подаче противника» (волейбол)

Содержание

Организационно-методические указания

Методическая последовательность обучения
1. Объяснение и показ изучаемого сочетания действий в конкретной игровой ситуации

Целесообразно использование демонстрации

2. Задание выполняют подгруппы из пяти игроков; три игрока принимают мячи от ударов, выполненных способом верхних прямых или боковых подач, которые попеременно двумя мячами производят два других игрока. Игрокам, принимающим мяч, дается задание направить его с подачи одному из своих партнеров, который должен точно послать мяч на подающего игрока и встать на место для приема второго мяча. Игрокам, выполняющим подачу, делается указание о постепенном увеличении силы ударов.

 

Количество подгрупп зависит от числа занимающихся. Расположить группы для выполнения упражнения можно вдоль боковых линий, как показано на рисунке, или за пределами площадки

3. То же, но в приеме мяча участвуют не три, а два игрока

Количество подгрупп зависит от числа занимающихся

4. Задание выполняется через сетку двумя подгруппами по шесть человек. Игрок зоны 3 ловит мяч и бросает его на подачу. Подачу производят два игрока, попеременно двумя мячами.

 Для совершенствования передачи с подачи из различных зон площадки игроки меняются местами в своих подгруппах и, кроме того, с этой целью выполняют задание то в левой, то в правой половине площадки

5. То же, что и в упражнениях 2, 3, но с целью совершенствования передачи с подачи игроку зоны 3

Для совершенствования передачи с подачи из различных зон площадки игроки меняются местами в своих подгруппах и, кроме того, с этой целью выполняют задание то в левой, то в правой половине площадки

6. То же упражнение с нападающим ударом игрока зоны 4 или 2.

Мяч от нападающего удара обязательно

направлять в место расположения подающих игроков

7. То же упражнение для совершенствования ударов с коротких передач и откидок в глубь площадки для атаки с заслоном — «волна»

Мяч от нападающего удара обязательно

направлять в место расположения подающих игроков

8. Два различных задания выполняются двумя подгруппами и заключаются в следующем: один из игроков площадки Б подает мяч на площадку А, игроки этой подгруппы направляют передачу на удар «сразу» и проводят атаку на игроков другой подгруппы, расположенной на площадке Б. Эти игроки играют только в защите. Приняв мяч, они посылают его способом верхней передачи на игроков площадки А, которые вновь атакуют.


         Упражнение длится до тех

пор, пока защитники подгруппы на площадке Б не примут десять

мячей. После этого подгруппы меняются сторонами и заданиями.

9. Упражнение выполняется через сетку двумя подгруппами. Волейбольная площадка условно делится по всей длине пополам (на второй половине поля занимающиеся могут выполнять то же упражнение).
Каждая подгруппа состоит из пяти-шести человек; трое или четверо игроков принимают мячи с подачи, разыгрывают мяч для удара и проводят атаку, и два волейболиста
находятся на подаче. Упражнение начинается с подачи одного из игроков площадки Б. Игроки площадки А разыгрывают мяч и проводят удар на подающих игроков площадки Б. После этого второй игрок площадки Б производит подачу вторым мячом, а игроки площадки А вновь повторяют свои действия. Затем два игрока площадки А поочередно подают, а игроки площадки Б разыгрывают мяч и атакуют.

В таких же упражнениях можно совершенствовать удары с первых передач и откидок, а также атаки с низких передач и откидок в глубь площадки для удара с заслоном (т.е. удары сзади игрока, имитирующего удар низкой передачи).


10. То же, но игроки стараются принимать мячи от нападающих ударов и направлять их одному из партнеров, который отдает их игроку на подаче


Эффективность процесса систематизации, разработки и использования учебно-методических материалов зависит от множества факторов, ключевые из которых – методическая компетентность педагога, его способность и готовность к данной деятельности. Она должна осуществляться с учётом основных характеристик и компонентов образовательного процесса. При этом основными критериями качества учебно-методических материалов являются их комплексность, объективность, научность, доступность, профессиональная направленность.

Список использованных источников

1.  Беляев А.В., Булыкина, Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки: учебно-методическое пособие. [Текст] / А.В.Беляев, Л.В.Булыкина - М.: Физкультура и спорт, 2007.- 184 с.
2.  Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры: учебно-метод. пос.. [Текст] / А.В.Беляев- М., 2003. - 144с.
3.  Беляев, А.В., Савин М.В. Волейбол: учебник для вузов [Текст]  / под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина.-4-е изд.-М.: ТВТ Дивизион,2009.-360 с.
4.  Глебко, Т.В. Методика технической подготовки юных волейболисток на основе развития функциональных возможностей сенсорных систем : автореф.диссерт.канд.пед.наук [Текст] / Т.В.Глебко.-Челябинск,2008.-24с.
5.  Гребенкина, Л.К., Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. [Текст] Л.К. Гребенкина, Л.А.Байкова. Учебное пособие. – М., Педагогическое общество России, 2000.
2022