НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Хисматуллина А.М. Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Лаборатория Шипича»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


ЦЕЛЬ: Цель: Формирование представлений детей о полезных ископаемых города Воркуты.
ЗАДАЧИ:
1.       Обобщение знаний детей о городе Воркута.
2.       Знакомство детей со свойствами каменного угля.
3.       Формирование навыка исследовательской опытнической работы, умения детей самостоятельно делать выводы.
4.       Развитие коммуникативных умений, сообразительности, …
5.       Воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к НОД, видеописьмо, мини лаборатория: фартуки и перчатки, коробочка с углем, стакан с водой, стеклянная палочка, белый лист бумаги, молоточки. Видео – опыт горение угля, коробочка с углем, игра «Сложи картинку» (Воркута).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: НОД по познавательному развитию о Воркуте: достопримечательности Воркуты, полезных ископаемых. НОД о городе Сочи. Работа по карте России. Работа с компьютером – чтение электронного письма.
Чтение Коми народных сказок. Беседа о правилах поведения при экспериментировании. Беседа о работе корреспондента, о электронной почте, о угле и его свойсвах.

ХОД НОД:

Вводная часть

1.       Орг. Момент
Воспитатель: Ребята, когда вы пришли сегодня в детский сад, как вы приветствовали друг друга?
Дети: привет, доброе утро. Как я рад тебя видеть

Воспитатель: А давайте мы вместе с вами поприветствуем наших гостей. Давайте вместе скажем: «Добрый день, уважаемые гости»
Дети: Добрый день, уважаемые гости

Раздается звук (сигнал пришедшего электр. письма)

2.       Актуализация знаний детей
Воспитатель: Что это за звук, ребята?
Дети: СМС пришло, письмо пришло…
Воспитатель: Да, этот звук нас оповещает о чем-то. Смотрите (на экране) нам пришло электронное письмо. А кто знает, что такое электронное письмо?
Дети: ответы..
Воспитатель: Электронное письмо – это письмо, которое пишется на компьютере и передается через глобальную сеть Интернет.
Письмо прилетело нам из города Сочи. ( появляется карта)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, где находится город Сочи, а где город Воркута.
Дети: ответы..
Воспитатель: посмотрите, город Сочи находится на берегу Черного моря. Кто отдыхал на Черном море? Жарко там?
Дети: ответы
Воспитатель: город Сочи находится на юге России, на берегу Черного моря
Воспитатель: посмотрите, где находится город Воркута?
Дети: ответы
Воспитатель: город Воркута находится на севере России возле Северного Ледовитого океана. Да. Эти два города находятся так далеко друг от друга, а вот электронное письмо дошло до нас за считанные секунды. В этом и заключается преимущество передачи информации электронной почты перед обычной почтой.
А кто из вас писал такие письма с родителями?
Дети: ответы
Воспитатель: А может вы мне подскажите, как его прочесть?
Дети: ответы
Воспитатель: давайте вместе откроем наше видеописьмо. Коснемся письма стикером. Вот оно и открылось. Послушаем, что там.

Видеописьмо

Здравствуйте, ребята. Мы – юные исследователи из города Сочи. Собираем информацию о полезных ископаемых нашей страны, хотим создать музей полезных ископаемых России. Например в нашем регионе легко найти такие полезные ископаемые как (показывают картинки – глина, мел, песок, торф). Вы узнали какие это полезные ископаемые?
Мы знаем, что в Воркуте много шахт и там добывают уголь, поэтому просим вас собрать информацию об угле и отправить ее нам, на наш электронный адрес. Ждем вашего ответа.
Воспитатель: Ребята, вы угадали какие полезные ископаемые есть в городе Сочи. (загадки со значками на экране)
Показ педагога:
Этот значок обозначает полезное ископаемое – глина;
Этот мел
Этот песок
Этот торф
Воспитатель: В городе Сочи есть такие полезные ископаемые как глина, мел, песок, торф. А в городе Воркута много шахт, где добывают уголь. Наш город славен трудом шахтеров.
В нашем городе живет много почётных шахтеров,которых награждены орденами, медалями, почётными грамотами за их не легкий труд.
Наш уголь отправляют в разные города России.
Воспитатель: ребята, напомните, о чем просили ребята из города Сочи?
Дети: собрать информацию об угле и отправить ее им.
Воспитатель: поможем нашим новым друзьям?
Дети: да
Воспитатель: Чтобы нам написать письмо – ответ. Нам сначала необходимо (на экране картинки)… Что сначала будем делать?
Дети: собирать информацию об угле?
Воспитатель: следующее
Дети: составить рассказ об угле
Воспитатель: далее..
Дети: Оформить информацию, проиллюстрировать ее
Воспитатель: и последнее
Дети: отправить письмо
Воспитатель: ну что же. Вот и план нашей работы

Основная часть

Раздается звук (сигнал пришедшего электр. письма)

Воспитатель: Ребята, еще одно звуковое сообщение. Кто-то хочет с нами пообщаться по видеосвязи. Еще говорят по скайпу. Вы общаетесь, дома по скайпу со своими родными, которые живут в другом городе или далеко от вас.
Дети:
Воспитатель: Что же ответим на видеосвязь. Возьмем стикер и нажмем на кнопку - принять вызов.
Шипич: Здравствуйте, ребята. Вы узнали кто Я?
Воспитатель: Кто это?
Дети: лесовик, герой сказок…
Шипич: Я герой Коми сказок, хранитель полезных ископаемых Республики Коми. Меня зовут Шипич. У меня есть подземная лаборатория с красивейшими самоцветами, минералами и углем. Я слышал вам нужно собрать информацию об угле, хочу вам помочь.
Смотрю и у вас есть мини лаборатории, давайте поэкспериментируем с углем и дадим ему характеристику. Поделитесь на пары, Подойдите к лаборатории. Приготовьтесь к работе.
Я буду вам давать задания, слушайте внимательно и выполняйте их.

Опыты с детьми в лаборатории

Воспитатель: Итак, поделимся на пары. Подойдите к мини лаборатории. Наденьте фартуки и перчатки для работы.
Посмотрите глазками, у вас на столе у каждого стоит коробочка с углем, стакан с водой, стеклянная палочка, белый лист бумаги, молоточки.
Дети: выполняют все действия.
Воспитатель: молодцы. А теперь давайте напомним друг другу правила безопасности при проведении опытов. Какие правила вы знаете?
Дети: надо быть аккуратным, так как можно нечаянно уронить приборы, разбить стеклянные приборы – колбы, поранится. Ничего не пробовать на вкус, потому что можно отравиться…
Воспитатель: конечно же вы правы ребята. Еще раз – будьте аккуратны, слушайте задания Шипича и выполняйте их, ничего не пробуйте на вкус. Помните, что опыты нужно проводить вместе с взрослым. Итак, мы готовы.
Шипич: Первое задание – посмотрите на уголь, какого он цвета?
Дети: черного
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чтобы ничего не забыть, у нас есть схема где мы будем отмечать все характеристики угля.
Кто отметит что уголь черный?
Дети:
Воспитатель: Возьми стикер и выбери цвет угля и подведи его к стрелочке
Шипич: возьмите уголь в руки и определите – уголь твердый или мягкий?
Дети:ответы
Воспитатель: Какой уголь-твердый или мягкий? Как вы узнали?
Дети:ответы
Воспитатель: надавите на него пальцем. Палец не проваливается в уголь, значит он какой?
Дети: твердый
Воспитатель: отметим на схеме. Кто пойдет? Выбери мягкую вату или твердый гранит. Какой уголь – твердый, значит выбираем твердый предмет.
Дети: выполняют
Шипич: 3 задание – определите – уголь гладкий или шероховатый
Воспитатель: потрогайте уголь, погладьте его. Что заметили.
Дети: варежки цепляются за уголь. Значит он шероховатый. Какой еще шероховатый предмет вы знаете?
Дети:…
Воспитатель: Да, уголь шероховатый. Отметим и эту характеристику угля. Выберите шероховатую наждачную бумагу или гладкий картон. Подведите к стрелочке.
Дети: выполняют.
Шипич: Проведите углем по бумаге. Что заметили?
Дети: выполняют
Воспитатель: что ребята заметили?
Дети: остался след, им можно рисовать.
Воспитатель: уголь оставляет след, им можно рисовать. отметим на доске. Выберите предмет, который оставляет след на бумаге – карандаш или пластмассовая палочка. Подведите к стрелочке.
Шипич: Определите уголь прочный или хрупкий?
Воспитатель. Как вы думаете, какой уголь – хрупкий или прочный.
Дети: ответы
Воспитатель: Как мы можем это определить?
Дети: постучать по углю молоточком.
Воспитатель: конечно. Положите кусочек угля на клеенку и ударьте аккуратно по нему молоточком.
Дети: выполняют
Воспитатель: какой сделаем вывод. Что произошло с углем.
Дети: он рассыпался на кусочки. Значит уголь хрупкий.
Воспитатель: Отметим эту характеристику угля на схеме. Выберите хрупкий лед или прочный металл. Подведите к стрелочке.
Шипич: Уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдет с углем если его опустить в стакан с водой?
Воспитатель: Что же, проверим. Возьмите кусочек угля и опустите его в стакан с водой. Что заметили?
Дети: Появились пузырьки на угле.
Воспитатель: Что это значит, кто знает.
Дети: Пузырьки в воде – это воздух. Значит уголь содержит воздух.
Воспитатель: А уголь где – на поверхности воды или он утонул.
Дети: уголь утонул.
Воспитатель: что это значит? (если положить в воду перышко что произойдет – оно будет на поверхности. Какое перышко – легкое, а уголь утонул, значит он какой? Тяжелый)
Дети: Уголь тяжелый.
Воспитатель: Итак, уголь тяжелый и содержит воздух. Обратите внимание, если в ту же воду мы посыпим щепотку соли. Что с ней произошло? Вы ее видите?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: А уголь – растворился7
Дети: Уголь не растворился, значит он не растворяется.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Итак, кто скажет, судя по этому опыту, какой уголь?
Дети: тяжелый, не растворяется в воде и он содержит воздух.
Воспитатель: Хорошо. Отметим и это на схеме.
1.       Свойство – содержит воздух – выберите соответствующую картинку - ………
2.       Тяжелый – выберите легкое перышко или тяжелую..
3.       Не растворяется – выберите - …
Шипич: Молодцы. Вы настоящие исследователи. Давайте подытожим. Дайте характеристику углю опираясь на заполненную схему.
Воспитатель: внимательно посмотрите на схему. Вспомните все характеристики угля. Какой, ребята уголь?
Дети: Уголь черный, твердый, шероховатый, уголь оставляет след, им можно рисовать, хрупкий, содержит воздух, тяжелый, не растворяется в воде.
Шипич:. Много узнали об угле. Еще одно есть свойство у угля – он горит. Но мы не сможем это проверить в вашей лаборатории. Я покажу его вам на экране.

Показ опыта – горение угля

Воспитатель: Итак, вы увидели как горит уголь. Это свойство угля. Давайте отметим на нашей схеме и это свойство.
Выберите соответствующий предмет…
Шипич: (видеозапись) вот мы и узнали все характеристики угля. Надеюсь я вам сегодня помог. Ребята, я немного устал. Давайте отдохнем и подвигаемся. Снимите фартуки и варежки. Встаньте поудобнее, что бы не задеть лабораторию и друг друга. Итак, повторяем за мной.

Физминутка (под музыку)

Шипич: Вы ребята сегодня были настоящими учеными. Выполняли все правильно. Многое узнали об угле. Но мне пора заниматься своими важными делами – пора охранять свои подземные запасы. До следующей встречи. Спасибо за работу!!!!
Воспитатель: Ребята, о характеристиках угля мы узнали, а вот кто из вас знает, для чего же людям уголь, не зря ведь его отнесли к разряду полезных ископаемых.
Дети: ответы.
Воспитатель: Посмотрите на экран – Шипич прислал нам подсказки. (схема)
Для чего людям уголь? Угадайте.
Дети: Уголь нужен для отопления домов, дает энергию поезду, плавит металлы, делаю из угля краски и чернила, делают духи, стекло делают, лекарство из угля делают.
Воспитатель: Умнички. Мы с вами много собрали информации об угле. Теперь нужно составить рассказ о нем для детей из города Сочи.
1.       О том какая профессия славит Воркуту
2.       Где работают шахтеры?
3.       Что они добывают?
4.       Какие характеристики угля мы знаем (схема)?
5.       Для чего нужен уголь людям (схема)?
Итак, составим рассказ пользуясь схемой и снимем его на видео. Я задаю вам вопрос, а вы на него отвечаете. Согласны?
Дети: Профессия шахтера славит Воркуту. Они работают в шахтах. Шахтеры добывают уголь. Уголь черный, твердый, шероховатый, уголь оставляет след, им можно рисовать, хрупкий, содержит воздух, он тяжелый, не растворяется в воде, уголь горит. Он нужен людям для отопления домов, дает энергию поезду, плавит металлы, делаю из угля краски и чернила, делают духи, стекло делают, лекарство из угля делают.
Воспитатель: Ребята, рассказ вы составили. Видео думаю мы с вами отправим позже. Теперь давайте сделаем к видеописьму иллюстрацию.
Какую иллюстрацию мы можем сделать?
Дети: предложения
Воспитатель: У меня есть интересное предложение. Давайте сделаем коллективную работу. Я приготовила мозаику, вам необходимо будет ее собрать. Согласны?
Дети: ответы (если нет, то обсуждаем другие варианты)
Воспитатель: Выбирайте, что вы будите собирать – изображение шахты, герба Воркуты,…(может кто-то и нарисует углем, карандашами).
Дети выполняют работу.
Воспитатель: Сложите сначала все части мозаики, что бы получилась картинка, а полом приклеивайте ее.
Воспитатель: Какие красивые иллюстрации получились к рассказу. Для того чтобы их отправить нам необходимо их сфотографировать. Кто хочет сфотографировать.
Итак, включает фотоаппарат, …., нажимаем на кнопку. Сфотографировано.
Воспитатель: Информацию мы собрали, рассказ составили, иллюстрации подготовили и сфотографировали. Попозже я наберу текст вашего рассказа и вместе с фотографиями отправлю нашим друзьям из города Сочи. По электронной почте.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось с вами общаться, делать опыты. Мы так плодотворно поработали.
1.       А вам понравилось?
2.       Вы что-то новое узнали? Что?
3.       Какие задания для вас были трудными? Почему?
4.       А что больше всего понравилось? Почему?
На память от нашей сегодняшней встречи вам подарок от Шипича. Что же там, посмотрим. Пусть эта коробочка с углем станет первым экспонатом группы в вашей коллекции полезных ископаемых. Будите коллекционировать?
Спасибо. До новых встреч.
2019