Лыскова-Дранчик Я.И. Формирование здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах (из опыта работы воспитателя)
Библиографическое описание: Лыскова-Дранчик Я.И. Формирование здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах (из опыта работы воспитателя) // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на формирование и сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.
Гигиеническое воспитание не может проводиться от случая к случаю, так как это непрерывный и планомерный процесс.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Мною распланирован каждый режимный момент с учётом потребностей детей. Совместная деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в группе благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. В группе созданы все условия для укрепления здоровья ребёнка. И чтобы здоровье укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, я использую использует специальные технологии.
Для развития здоровья детей в Доу соблюдается режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то
же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.
Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков в группе используются следующие условия:
Для формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
- Соблюдение взрослыми (педагогами и родителями) с детьми режима дня. Это обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
- Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома.
- Разделение осваиваемых действий, следующих в строго определенном порядке.
- Многократное повторение детьми действий с выделением способа и порядка их выполнения, при этом формы выполнения должны быть разные.
- Индивидуальная работа с каждым ребенком. Обязательный учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
Для развития культурно-гигиенический навыков, помогающих укрепить здоровье детей и дать понимание детям того, что нужно соблюдать ежедневные правила для укрепления своего организма, используются разные виды игр. И так, как игра, неотъемлемая часть жизни детей дошкольного возраста, именно поэтому именно ей в группе отводится главная роль в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей. Мною используются такие игровые формы как: дидактическая игра, игры-упражнения, игры-занятия.
В дидактических играх, использую куклу, это позволяет детям легче усвоить приемы поэтапного одевания, раздевания, приема пищи, умывания.
Широко использую настольно-печатные («Что такое хорошо, что такое плохо», «Что чем едят», «Вредная полезная еда»), словесные игры («Съедобное-несъедобное», «Что сначала, что потом» и т.д.)
Игры-упражнения помогают детям воспроизводить одну и ту же операцию, входящую в состав одного и того же культурно-гигиенического навыка, при сохранении устойчивого интереса к ее выполнению («Мойдодыр пришел в гости» - умение правильно начинать и заканчивать мыть руки, пользоваться полотенцем)
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников используют сюжетно-ролевые игры, («Кукла Катя простудилась», «Доктор пришел вылечить Олю»).
Игры–инсценировки, которые помогают мне закрепить культурно-гигиенические навыки каждого ребенка. При этом берут в основу литературные сюжеты таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе».
Одним из направлений в работе ДОУ является взаимодействие с семьей. Постепенно повышая требования к ребенку проводится работа с родителями дошкольников: родители приглашаются в группу, показываются условия жизни их детей и приемы обучения.
Проводятся консультации, родительские собрания, конференции, анкетирование, развлечения. Большое внимание в работе с родителями уделяю наглядному материалу (памяткам, выставкам литературы, папкам-передвижкам).
Литература:
1.Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». – Киров, 1997.
2.Карепова Т. Г., Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников “Наша традиция – быть здоровыми!”. -Психолог в детском саду. -2006. -№3. - С. 52-80.
3.Колбанов В. В. «Валеология: Основные понятия, термины и определения». СПб.: ДЕАМ, 1998.