НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Селезнёва С.О. Конспект развлечения по физической культуре для детей старшей группы «Фестиваль игр народов Южного Урала»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf

Программное содержание: продолжать пополнять знания о культуре народов Южного Урала, закрепить знание правил подвижных игр народов Южного Урала.
Задачи:
Физическое развитие: Продолжать знакомство детей с правилами подвижных игр народов Южного Урала; прививать интерес и желание играть в национальные игры и чтить традиции Южного Урала.
Развивать физические качества: ловкость, выносливость, равновесие, быстроту движений, быстроту реакции посредством народных подвижных игр. Совершенствовать навыки действовать в коллективе.
Познавательное развитие: совершенствовать у ребят умение ориентироваться в пространстве, двигаться по определенному заданному маршруту, меняя его по сигналу инструктора.
Речевое развитие: Обогатить словарный запас детей терминами народов Южного Урала. Развивать диалогическую речь детей, отвечать распространенными предложениями.
Художественно — эстетическое развитие: Приобщать детей к игре в народные игры. Развивать эмоции детей с помощью игр и музыки.
Социально – коммуникативное развитие: Воспитывать интерес детей к прошлому своего края, к истории Южного Урала, к культуре своего народа. Прививать любовь детей к народным играм, приобщать их к правилам взаимоотношений со сверстниками во время игры, решать спорные вопросы и улаживать конфликты детей с помощью речи.
Обогащение и активизация словаря: игры Южного Урала, Народы Южного Урала, национальности, русские, башкиры, юрта, татары, русская изба.
Музыкальный ряд: подборка русских, башкирских татарских народных мелодий. Развивать у детей чувство ритма, желание выполнять физические упражнения под музыку.
Оборудование и инвентарь: национальные костюмы для детей, музыкальный центр, разрезные картинки «уральские камешки», платки.
Персонажи: Хозяйка Медной горы (взрослый), ведущий (взрослый), мальчик и девочка, одетые в национальные костюмы (русский, татарский, башкирский).

Ход развлечения

Девочка:
Начинаем, начинаем! Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек, и тихонь, и шалунишек!
Мальчик:
Наш праздник начинается, скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать, в народные игры играть!
Ведущая:
Но сначала давайте с вами познакомимся. (ведущий предлагает детям хором назвать свои имена).
Вот мы с вами и познакомились.
Звучит музыка про Южный Урал, входит Хозяйка Медной горы.
Хозяйка:
Это кто у меня под горой расшумелся, кто разгалделся? (сурово)
Это кто разыгрался, распелся? (более ласково)
Что это за гости припожаловали, такие нарядные, такие веселые? И без кайла, без лопаты. Неужто не за камнями самоцветными пришли, а за праздничным настроением пожаловали?
Воспитатель: (детям) Это же сама Хозяйка медной горы!
Хозяйка: Правильно, востроглазая! Сама угадала или подсказал кто? Я – Хозяйка Медной горы, поставлена оберегать богатства моего края! У меня много имён. Кто-то называет меня Каменной девой. Другие называют Малахитницей, повелительницей ящериц.
В моих владениях много драгоценных, самоцветных камней, но открывается эта красота не каждому, а только людям хорошим да пригожим, с добрыми сердцами и добрыми помыслами.
Хозяйка:
- Может вы мне поведаете о камнях-самоцветах. Какие Уральские самоцветы вы знаете?
Дети рассказывают стихотворение
Римма Дышаленкова «Уральские камешки"
Интересно, знают дети, Что акое самоцветы?
На Урале проживая знают дети или нет,
Что волшебным называют каждый камень самоцвет?
Тот, кто любит аметист, дружбе верен, сердцем чист.
Кто силач и богатырь, носит камешек — сапфир.
Кто секрет хранить умеет, кто таинственно молчит,
Тот всегда понять сумеет камень ящерок и змеек —
Темноглазый малахит.
Самоцветный камень красный, будто ломтик ветчины,
Это главный камень — яшма – сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор — красота Уральских гор,
Будто в чаше, в этой яшме воды чистые озер.
На закат похож гранат, на восход похож агат,
Эти камни в ожерельях силу солнышка таят...
На Урале самоцветы, самоцветен весь Урал.
Я хочу, чтобы об этом ты немного тоже знал
Хозяйка:
Да, порадовали вы меня. Много знаете о моих богатствах. А узнать эти камешки сумеете? Рассыпались они у меня.
Проводится игра «Собери самоцветы» (пазлы)
Но не только каменьями самоцветными богат наш Урал-батюшка. Главное его богатство – это люди. С древних времён, люди проживающие на Урале занимались земледелием, разведением скота, ну и, конечно, любили развлекаться и праздновать.
Звучит русская народная музыка.
Сценка «КАК СТАРИК КОРОВУ ПРОДАВАЛ»
1 ВЕД: На рынке корову старик продавал
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна.
Но, видно, не нравилась людям она.
Под музыку входит корова, её ведёт мальчик – старик.
Выходит покупательница — девочка.
1 Покупатель. Старик, продашь мне корову свою?
Старик. Продам, я с утра с ней стою.
1 Покупатель. А много ли просишь, старик, за нее?
Старик. Да грех наживаться, вернуть бы свое!
1 Покупатель. Уж больно твоя коровёнка худа.
Старик. Болеет, проклятая. Просто беда!
1 Покупатель. А много ль корова дает молока? А?
Старик. Да мы молока не видали пока! (машет рукой) уходит девочка
1 ВЕД: Весь день на базаре старик продавал
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика.
Выходит мальчик. На голове кепка, в руках балалайка.
Мальчик с балалайкой. Папаша, рука у тебя нелегка
Я возле коровы твоей постою
Авось продадим мы корову твою
Поёт, играя на балалайке, музыка «Ах, вы, сени»
Подходи, честной народ дед корову продаёт.
А корова хороша, дДаёт много молока.
2 покупатель. Корову продашь?
Мальчик с балалайкой. Покупай, коль богат!
Корова гляди, не корова, а клад!
2 покупатель. Уж выглядит больно худой
Мальчик с балалайкой. Не очень жирна, но хороший удой!
2 покупатель. А много ль корова дает молока? А?
Мальчик с балалайкой. Не выдоишь за день, устанет рука!
Старик. Зачем я, Буренка, тебя продаю? (гладит). Такая корова нужна самому!.
1 ВЕД: Расхвалил корову парень.
Дед себе ее оставил. (звучит р.н. музыка)
Хозяйка: На Урале живут люди многих национальностей. Люди каких национальностей живут на Урале? (ответы детей).
У каждой национальности есть свои традиции, своя национальная кухня, свой язык, свои национальные игры.
Сегодня я предлагаю вам провести фестиваль игр народов Южного Урала.
На Святой Руси необычный день начинается, фестиваль игры приближается.
Каждый едет к нам со своей игрой – необычною, народною.
На фестиваль, посвящённый народным играм, прибыли представители народов, населяющих Южный Урал. И первыми мы встречаем гостеприимных Русских. (Звучит русская народная музыка)
Мальчик с девочкой, одетые в русский национальный костюм, выходят на середину читают стихотворение о России.
Девочка:
Российский край, моя земля, Родимые просторы!
У нас и реки, и поля, моря, леса и горы.
Мальчик:
Российский край, как ты велик! С границы до границы
И скорый поезд напрямик в неделю не домчится.
Мальчик: — У русского народа есть веселая игра «Золотые ворота» и сейчас мы предлагаем вам поиграть в нее. (проводится игра).
Русская народная игра «Золотые ворота».
Звучит татарская народная музыка.
Хозяйка. А мы с вами встречаем на нашем фестивале весёлых татар
(Выходят мальчик с девочкой, одетые в татарский национальный костюм, читают стихотворение).
Девочка: Татарская земля родная, традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края, где б также почитали их.
Мальчик: Спокойные тона и краски, и гордый, вдохновенный стан.
Ты – новоявленная сказка - наш современный Татарстан.
Девочка: Предлагаю вам поиграть в татарскую народную игру «Липкие пеньки». (проводится игра).
Хозяйка: - А мы с вами встречаем доброжелательных башкир.
Звучит башкирская народная музыка
(Выходят мальчик с девочкой, одетые в национальный башкирский костюм, читают стихотворение).
Мальчик: Башкирия – привольная земля, нет лучше края для меня.
И в ясный день, и в непогоду, мне дорога твоя природа.
Девочка: Богатая и щедрая земля – бескрайняя Башкирия моя.
Такой красы нигде я не видала, жаль не художник….Всё б нарисовала!
Девочка: У жителей Башкирии из войлока есть дом -
Переносная юрта, тепло, уютно в нём!
Играют они в «Юрту», весёлую игру,
И с ней мы познакомим сегодня детвору!
Проводится башкирская игра «Юрта».
Хозяйка: Ребята, вот и подошел к концу наш праздник. Мы побывали в гостях у разных народов, поиграли с ними в разные народные игры. Завершить наш фестиваль мне хотелось бы следующими словами:
Давайте будем дружить друг с другом, Как птица – с небом,
Как травы – с лугом, как ветер – с морем,
Поля – с дождями, как дружит солнце со всеми нами!
2018