Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций является актуальной. О здоровье можно говорить не только при отсутствии, каких - либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Дыхание является важнейшим физиологическим процессом организма, обеспечивающим энергетический обмен в клетке. С процессом дыхания связаны такие важные процессы, как речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной, иммунной систем, биологические ритмы организма. Известно, что насыщенность крови кислородом всегда зависит от глубины дыхания. Для нормального развития организма важно достаточное поступление кислорода из крови в ткани.
Правильное дыхание есть основа основ в жизнедеятельности организма. Здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности особенно детского организма, т.к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. По мнению многих специалистов, дыхательная система ребенка-дошкольника не достигла полноценного развития, дыхание у детей поверхностное, учащенное и многие из них не умеют правильно дышать.
Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать в дошкольном возрасте и продолжать в школе. Своевременное и систематическое обучение детей навыкам регуляции дыхания способствует гармоничному развитию ребёнка, повышению физиологических резервов его организма. Наличие достаточных резервов дыхательной системы обеспечивает высокий уровень двигательной активности ребёнка, правильное развитие речевой функции. Позволяет поддерживать состояние здоровья детей на достаточно высоком уровне, успешно проводить профилактику и реабилитацию при наличии соматических заболеваний, а также при нервно-психических расстройствах.
Все движения человека зависят от согласованности работы скелета, мышц, работы головного мозга, разветвленной сети нервов и чувств. Все вместе они образуют чрезвычайно сложную систему координации и контроля необходимую для выполнения различных движений. Занимаясь физкультурой, мы тренируем тело, приобретаем необходимые нам в жизни двигательные навыки, развиваем силу, ловкость и быстроту движений, тем самым совершенствуем управление своим телом. У людей, которые постоянно тренируются, нервная система быстрее приспосабливается к различным движениям. Во время физических упражнений повышается сила процессов в головном мозге человека. В мышцах, которые находятся в покое, основная часть капилляров, находящихся вокруг мышечных волокон, закрыта для оттока крови. При сокращении мышц во время их работы все капилляры раскрываются и приток крови увеличивается в десятки раз. Во время тренировки в мышце идет процесс образования новых кровеносных капилляров. Усиление кровотока – улучшение снабжения всех частей тканей человеческого организма питательными веществами и кислородом. И все это происходит в совокупности с правильным дыханием.
Значимую роль дыхание играет и во время физической активности: ведь если научиться управлять своим дыханием, то можно значительно облегчить нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, и повысить эффективность тренировочного процесса. Дыхание во время физических упражнений должно осуществляться только через нос. Это связано с тем, что дыхание носом оказывает благоприятное влияние на мозговую деятельность. Такой процесс сродни медитации, что увеличивает время на физические нагрузки и отсрочивает усталость. Плюс ко всему носовое дыхание способствует тому, что диафрагма активизируется по максимуму. А также при дыхании через нос воздух, проходя через каналы носа, согревается, очищается от пыли благодаря ресничкам, имеющимся на слизистой оболочке носа, и поступает в легкие чистый и теплый. При дыхании через рот главная дыхательная мышца плохо работает, грудная клетка, сердце, легкие плохо развиваются, жизненная емкость легких обычно бывает низкой. Поэтому совершенно неправильно мнение о том, что при дыхании через рот человек глубже дышит, чем через нос. Дыхание через рот не имеет достоинств носового дыхания, да еще и препятствует нормальному обмену кислорода.
Физические упражнения оказывают влияние на формы и функции организма человека, на его психическое и умственное развитие. Поэтому очень важно научить детей в ходе физических упражнений дышать правильно, особенно при восстановлении дыхания. Упражнения, которые включают в разминку – наклоны, повороты, вращение туловища, мах, круговые движения руками и ногами. В этих упражнениях вдох делают в положениях, способствующих расширению грудной клетки, а выдох – когда она сжимается. А выдох необходимо делать, наклоняясь вперед: грудная клетка и органы брюшной полости в этот момент сжимаются, что помогает более полному вытеснению воздуха.
Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. При выполнении физических упражнений частота дыхания возрастает, т.к. повышается потребность работающих мышц в кислороде. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, развивают грудную клетку. В то же время правильное дыхание обеспечивает более высокую работоспособность мышц, т.к. продукты распада эффективнее удаляются из организма во время продолжительного или энергичного выхода. В противном случае углекислота, накапливающаяся в мышцах, будет снижать их жизнедеятельность. Сущность контроля за дыханием на элементарном уровне состоит в том, чтобы обеспечивать согласование дыхательных движений с характерными двигательными действиями. Поднимание рук вверх, отведение в стороны и назад, прогибания в любом исходном положении, поднимает и расширяет грудную клетку, а, значит, способствует выдоху. Всякая группировка тела - наклоны, приседания, подтягивания и поднимания ног и т. п. способствует выдоху.
Необходимо с дошкольного возраста приучать детей дышать через нос.
Таким образом, правильное дыхание во время выполнения физических упражнений, при двигательной активности помогает не только сохранить, но и улучшить состояние здоровья детей. Увеличивается жизненный объем легких. Упражнения выполняются с наименьшей энергозатратностью.
Библиографический список
1. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. Москва: АРКТИ, 1998.2. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 1997
3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.
4. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. Москва: Просвещение, 1990.