НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Салимова А.Т. Цикл сюжетно-ролевых и театрализованных игр-ситуаций для детей младшего дошкольного возраста на тему «Овощи и фрукты — полезные продукты»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Сейчас ни для кого не секрет, что здоровье подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Остро стоит проблема, как детей научить укрепить и сохранить свое здоровье, как относиться к своему здоровью. Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний имеет правильное питание. Оно обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.
Я работаю во второй младшей группе, с детьми 3-4 лет. И как донести до таких маленьких детей идею здорового образа жизни, правильного питания, что овощи и фрукты содержат много витаминов и считаются полезными продуктами. Для этого я выбрала самую универсальную форму организации совместной деятельности воспитателя и детей – это игру.
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, расширение знаний детей об овощах и фруктах как полезных продуктах, развитие социально-коммуникативных качеств.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие».
Задачи по интегрируемым областям:
«Познавательное развитие»
Формировать представления детей об овощах и фруктах как полезных продуктах.
«Социально-коммуникативное развитие»
Способствовать развитию у детей игровой деятельности, умению пользоваться атрибутами.
Развивать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
«Речевое развитие»
Расширять и активизировать словарный запас детей по теме.
Развивать диалогическую форму речи.

Игра-ситуация «Овощи на грядке»

Материалы и оборудование: шапочки-маски овощей, резиновые игрушки-овощи.
Методика проведения. Воспитатель предлагает детям поиграть в огород. Воспитатель надевает на детей шапочки овощей. Дети рассаживаются на импровизированной грядке, делают движения по ходу текста, подпевают повторяемые фразы.
Хороводная игра «Огород наш хорош»
Воспитатель: Рано утром я встаю, выхожу на грядки. (Обходит огород)
Постою, посмотрю, все ли тут в порядке. (Дети сидят на грядке)
Ты, морковка, выходи, на народ посмотри. (Морковь идет по кругу)
Песню звонкую споем, хоровод заведем. (Дети встают, ведут хоровод)
Все: Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок. (Морковь пляшет)
Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.
Воспитатель: Рано утром я встаю, выхожу на грядки. (Обходит огород)
Постою, посмотрю, все ли тут в порядке.
Ты, капуста, давай, выходи смелее (Капуста и свекла идут по кругу)
И с собой приводи свеклу поскорее. (Дети встают, ведут хоровод)
Все: Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок. (Капуста и свекла пляшут)
Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.
Воспитатель: Огород наш хорош, не найдешь такого, (Обходит огород)
Много перца растет, лука молодого. (Дети сидят на грядке)
Ты, лучок, давай, выходи смелее (Лук и перец идут по кругу)
И с собой приводи перец поскорее. (Дети встают, ведут хоровод)
Все: Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок. (Лук и перец пляшут)
Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.
Воспитатель хвалит урожай. Далее усаживает детей полукругом и рассказывает сказку.
Сказка про овощи
Однажды на огороде овощи заспорили: кто из них лучше, красивей и полезней. Первой стала хвалиться капуста: «Я – белая, хрустящая. Я самая красивая. Во мне содержатся самые полезные витамины. А суп из меня получается превосходный». Потом сказала тыква: «Я тоже витаминами богата. Я - тыква сладкая и очень вкусная, а еще я очень яркая и красивая». «Не одна ты красотой блещешь»,- сказала морковь. «Я - морковка красная, девица я прекрасная, полезная и вкусная, всем очень нравлюсь». « А я всех полезней. Я - лук, спасаю от всех недуг». Овощи долго спорили. Тут на огород прибежал зайка. Он увидел капусту и сказал: «Капуста самая полезная и самая вкусная». Взял кочешок и – был таков. Потом прибежала Маша. Она увидела морковку и сказала: «Я люблю морковку. Она полезна для моих глаз!» Выдернула ее и убежала. Затем пришла бабушка: «Чтобы не болеть, надо кушать лук». Последней пришла мама. Ей понравилась тыква. Так овощи перестали спорить, потому что они всем понравились. Тут и сказке конец.
Воспитатель спрашивает у детей: «Какие овощи нравятся ребятам?» Оставляет игрушки- овощи на столе для самостоятельной деятельности детей.

Игра-ситуация «Собираем урожай»

Материалы и оборудование: макеты сада и огорода, муляжи овощей, ягод и фруктов, корзинки, грузовая машина.
Методика проведения. Воспитатель заранее подготавливает предметно-развивающую среду: макеты сада и огорода с муляжами фруктов, ягод и овощей.
Воспитатель: Ребята, на нашем огороде поспели овощи, а в саду фрукты и ягоды. Давайте соберем урожай. Берите корзинки. Ребята, скажите, пожалуйста, как нужно собирать фрукты? Правильно, аккуратно, чтоб не повредить плод. (Дети подходят к макету сада и снимают фрукты и ягоды с деревьев и кустов). Какие фрукты и ягоды мы собираем? Где растут фрукты?
Затем воспитатель предлагает собрать овощи. По ходу игры воспитатель спрашивает у детей, кто какие овощи и фрукты любит, какие они на вкус, что можно из них приготовить. Воспитатель предлагает детям отвезти овощи в магазин на грузовой машине, а фруктами и ягодами угостить кукол.

Игра-ситуация с наблюдением «Бабушка готовит витаминный салат»

Материалы и оборудование: натуральные овощи, посуда для приготовления салата.
Методика проведения. Воспитатель в роли бабушки встречает детей с капустой в руках. Дети рассматривают кочан, а воспитатель расхваливает капусту:
Уродилась густо крепкая капуста,
Выросла на грядке ладная, складная.
Зачем капуста нужна?
В щах хороша?
Дети: Да!
Бабушка: В борщах важна?
Дети: Да!
Бабушка: В пирожки кладут?
Дети: Да!
Бабушка: Любите капусту?
Дети: Да!
Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат морковь, лук, капуста, помидоры, болгарский перец, огурцы, и показывает овощи, а дети называют их. Далее воспитатель усаживает детей вокруг стола и предлагает детям посмотреть, как бабушка будет готовить витаминный салат из овощей. Воспитатель обращает внимание детей на то, что овощи чистые, перед едой их нужно помыть, затем она режет овощи, рассказывает о полезных свойствах, дает детям понюхать, попробовать на вкус. Затем бабушка угощает всех детей витаминным салатом.

Игра – ситуация «Мы сегодня повара, борщ готовим мы с утра»

Материалы и оборудование: муляжи овощей и фруктов, набор посуды для игр, куклы, фартуки для поваров.
Методика проведения. Воспитатель вносит в группу корзину с муляжами овощей и фруктов.
Воспитатель. В наш детский сад привезли овощи и фрукты. Давайте поможем повару приготовить обед. Что можно приготовить из капусты, свеклы, моркови, картофеля, лука? (Борщ.) Что можно приготовить из фруктов? (Компот.) Полина, помой овощи и фрукты. Тимур, нарежь овощи для борща. Лиза, налей воды в кастрюлю и положи туда овощи. Не забудьте посолить борщ и помешать. Артем, а ты свари компот из фруктов и ягод. Что нужно добавить в компот, соль или сахар? Борщ и компот готовы? Давайте покормим наших кукол обедом. Алина, покорми свою куколку борщом. Лиза, налей компот в чашку для своей куклы. Приятного аппетита, куколки!

Игра – ситуация «У зайчика день рождения!»

Материалы и оборудование: мягкие игрушки-животные, муляжи овощей и фруктов, набор посуды для игр.
Методика проведения. Воспитатель сообщает детям, что сегодня у зайчика сегодня день рождения. К нему придут в гости его друзья. Но зайчик не знает чем угостить друзей.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем зайчику приготовить праздничный обед. Зайчик и его друзья любят кушать овощи и фрукты. Саша, ты приготовь салат из капусты и морковки, только не забудь сначала помыть овощи. Аделина, а ты свари компот из яблок. Женя, помоги накрыть на стол. Приходите, гости, на день рождения к зайчику. Вот идет медвежонок, он говорит: «Зайчик. С днем рождения!» А кто еще хочет прийти к зайчику в гости? Артем, что твой ежик скажет зайчику? А еще гости могут подарить подарки на день рождения. Мой медвежонок подарит зайчику бочонок с медом. А какой подарок у ежика? Лена, твоя белочка подарит зайчику орешки? Проходите, гости, за стол. Саша, угощай салатом гостей. Аделина, налей компот в чашки. А вот и лисичка идет к зайчику с пирогом из малины. Женя, помоги лисичке разрезать пирог. А теперь давайте споем зайчику песенку «Каравай». Вот и закончился наш праздник. Зайчику очень понравилось. До свидания, зайчик, спасибо, было очень весело.

Игра – ситуация «Магазин»

Материалы и оборудование: муляжи овощей и фруктов, игровое оборудование «Магазин», набор геометрических фигур разного цвета, сумки для покупателей.
Методика проведения. Воспитатель объявляет детям, что открылся новый магазин, где можно купить овощи и фрукты. Воспитатель на глазах у детей обустраивает прилавок магазина, раскладывает продукты, устанавливает весы. Предлагает детям правило игры: за каждый овощ или фрукт нужно будет отдать продавцу соответствующую по форме и цвету геометрическую фигуру, например, при покупке огурца – зеленый овал, при покупке яблока – красный или желтый круг. Сначала роль продавца играет воспитатель, а затем дети.
Воспитатель. Здравствуйте, что вам предложить? Вы любите яблоки или груши?
Дети подходят по одному, вступают в диалог с продавцом, складывают покупки в сумку и уходят.

Игра – ситуация «Фруктовое кафе»

Материалы и оборудование: фартуки для официанта и повара, игровые наборы посуды и продуктов, меню.
Методика проведения. Воспитатель предлагает детям организовать фруктовое кафе.
Воспитатель. Я буду официантом, Артем будет нашим поваром. Артем, помой фрукты и нарежь салат, заправь его йогуртом. Кто хочет попробовать наш фирменный фруктовый салат? София, покорми свою дочку салатом. Женя, твоя дочка какой сок любит яблочный или апельсиновый? Катя, у нас есть йогурт с малиной и клубникой, тебе какой налить? Артем, налей йогурт для Кати. Вам понравилось в нашем кафе? Приходите еще. Полина, хочешь быть моей помощницей, помоги мне убрать посуду со стола и помыть ее.

Игра – ситуация «Кукла Маша заболела»

Материалы и оборудование: кукла Маша, фантики от конфет, белый халат и шапочка с изображением фруктов и овощей для доктора Витаминки, игровой набор доктора, муляжи овощей и фруктов.
Методика проведения. Воспитатель показывает детям куклу Машу и разбросанные вокруг куклы фантики от конфет.
Маша (воспитатель говорит за Машу). Ой, не знаю… Ой, тошнит…
Отчего-то все болит?
Может заболела?
А может переела?
Воспитатель. Маша, разве можно есть так много конфет? Ребята, что же делать, как нам помочь Маше? (Вызвать врача.) Я буду доктором Витаминкой. (Надевает белый халат и белый колпак с изображением фруктов и овощей.)
Доктор осматривает Машу, дает ей лекарство.
Доктор Витаминка. Шоколада, мармелада слишком много есть не надо.
Чтоб зимою не болеть, витамины надо есть.
Ты из фруктов, овощей получай их поскорей.
Если хочешь быть здоров, позабыть про докторов,
Кушай овощи и фрукты – это лучшие продукты!
Лук, чеснок, лимон мед – к нам простуда не придет!
Лиза, угости свою куклу яблочком, в нем много витаминов. Полина, покорми свою дочку морковкой, кто любит кушать морковь, тот не болеет.
Воспитатель подключает к игре других детей в качестве больных и врачей, напоминает врачам, что бы они советовали своим больным кушать полезную еду, что бы быть здоровыми. Дети могут лечить игрушки и друг друга.

Библиографический список

1.       Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа / Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» –М.: Мозаика-синтез, 2016.
2.       Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников:2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Дошкольники: учим, развиваем. Воспитываем. –М.: ВАКО, 2011.
2018