Художественно-эстетическое развитие детей – одно из ведущих направлений работы нашей группы. Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада. Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание праздников и развлечений. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка. Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости). Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказы, стихотворения. Далее дети импровизируют на заданную тему. Самостоятельность детской игры зависит от того, знают ли дети содержание произведения. Когда мы знакомим детей с произведением, ни в коем случае нельзя искажать авторский текст, но и заучивать его с ребятами до начала игры не стоит. Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью лучше всего использовать театр на фланелеграфе, либо настольный. Также можно обратиться к куклам бибабо или пальчиковым. Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры. Вначале воспитатель-ведущий сам читает текст, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов. По мере того, как дети овладевают содержанием, их активность в повторных играх возрастает. Не надо требовать от ребят буквального воспроизведения. Но когда текст будет достаточно хорошо усвоен, нужно поощрять точность его изложения. Читая песенки или стихотворения, подключайте детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, имитируют голос, интонацию, движения персонажей. Чтение произведений должно сочетаться с мимикой, поэтому педагогу желательно заучивать тексты, а не использовать постоянно книгу или аудиозапись. Прежде чем учить детей средствами выразительности, педагог должен задуматься: обладаю ли я сам в совершенстве этими средствами? Он должен работать над собой, поскольку является образцом для детей. От того, насколько гибко и сознательно вы подчеркиваете интонацией смысл произведения, даете характеристику образам, зависит и понимание произведения, его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, выразительность их высказываний. Во второй младшей группе организуем занятия таким образом, чтобы детям самим приходилось воспроизводить текст. Читаем текст 2-3 раза, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельных игр. Для этого используем потешки: «Кошкин дом», «Привяжу я козлика», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения игры, раздаем детям игрушки, предметы. Важно также научить детей некоторым способам игровых действий по образцу, поэтому используем показ действий самим педагогом. Дети второй младшей группы стараются проявить себя в играх-драматизациях «Репка» и «Рукавичка», «Колобок». В средней группе продолжаем сочетать в роли движения и текст, развиваем чувство партнерства. Постепенно усложняем методы и приемы, используемые нами ранее в младшей группе. Например, ведем рассказ от первого лица, сопровождая текст движениями: «Я – петушок». Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородушка, как важно я хожу, как звонко я пою». Для самостоятельного показа детьми используем такие: «Теремок», «Колобок на новый лад», «Два жадных медвежонка», «Лиса и гуси», для игр-драматизаций предлагаем детям произведения «Три медведя» и «Путешествие к солнышку». В старшей группе учим детей самостоятельно находить средства выразительности, проявлять чувство партнерства. Проводим специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающими. Учим детей присматриваться к поведению животных, особенностям поведения людей, их интонациям, движениям. Для развития воображения предлагаем различные задания: «Представьте себе море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке и загораем. У нас хорошее настроение» и др. Широко используем мимические этюды, на память физических действий, пантомимические. Подключаем детей к придумыванию оформления сказок. В подготовительной группе для лучшего понимания литературного текста используем прием «Нравственная лестница». Дети располагают героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы взрослого. При рассматривании иллюстраций, обращаем внимание на эмоциональное состояние персонажей. Для организации театрализованной деятельности в группе накоплен огромный теоретический и практический материал, создана богатая фонетика, имеется опыт по использованию на занятиях различных видов театров, таких как: тантамарески, марионетки, вязанный, бибабо, настольный, плоскостной, деревянный, ложек, конусный, пальчиковый, теневой, масок, «разявок». Результатом нашей работы стало то, что с каждым годом все больше детей проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир и продолжают в дальнейшем самосовершенствоваться в школьных театральных студиях и кружках.