Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Сумишевская Ю. В. Анализ работы ГМО педагогов дополнительного образования. Секция «ИКТ и медиаресурсов» за 2020–2021 учебный год

Оригинал материала размещен в выпуске № 9 (47) https://f.almanah.su/47.pdf


 Несмотря на то, что пандемия внесла свои коррективы в работу секции, надо отметить, что всё задуманное и запланированное осуществилось. Перед секцией стояли следующие задачи: рассмотреть и изучить инновации в дополнительном образовании: определить целевые ориентиры и стратегические направления развития, определить профессиональное мышление педагога и обозначить современный подход к образованию в условиях реализации национальных проектов, узнать, какие на сегодня существуют цифровые трансформации в образовании, как происходит процесс их реализации в образовательном пространстве, а также какие существуют подходы и варианты в проектировании учебного процесса, создать условия для обеспечения индивидуальной траектории развития и обучения каждого ребенка, продолжить процесс использования полученных знаний и наработок в области современной цифровой дидактики, провести семинары и мастер-классы в новых программных и цифровых продуктах для педагогов дополнительного образования, с целью пополнения и улучшения качества образовательной деятельности.
Педагоги за время пандемии быстро освоили дистанционный формат, активность участия в работе ГМС не понизилась, а даже возросла. Конечно, не хватает живого контакта и продуктивного общения, но в целом можно отметить положительную динамику. Например, преподавательский состав за время дистанционного обучения активно повысили свою квалификацию через веб - семинары, дистанционные курсы, он-лайн – практикумы. В рамках работы секции все педагоги представили доклады и презентации в электронном формате по заявленным темам. Все материалы были размещены в облачном хранилище МЦ Норильска, по итогам проведения участники заполнили google – формы обратной связи. В рамках секции состоялся мастер-класс «Особенности создания цифровых образовательных продуктов в практике работы детской телестудии «Перемена»». Вниманию педагогов были представлены презентация, видеофрагменты практического занятия, план – конспект по теме: «Съемка выступления участника дистанционных и заочных мероприятий», комплект ЦОП – уроки, презентации, ссылки, видео, воспитательные мероприятия, занимательные задания.
Первое заседание ГМС проходило в ноябре по теме: «Профессиональное мышление педагога и современный подход к образованию в условиях реализации национальных проектов». Педагог дополнительного образования МБУДО «СЮТ» г. Норильска Осколкова В.Р. выступила по теме: «Игровые формы обучения в образовательном процессе». Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦВР» г. Норильска Назаренко О.П. представила доклад по теме: «Использование возможностей смартфонов учащимися во время и после занятий». Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ДТДМ» г. Норильска Литвинова Н.А. в докладе «Дистанционное обучение в системе дополнительного образования» рассказала о том, что из себя на сегодня представляет дистанционное обучение. Учитель информатики МБОУ «СШ № 28» г. Норильска Кузнецов Н.О. представил подробный доклад по теме: «Образовательная платформа Moodle, как средство виртуального обучения и применения веб–технологий во внеурочной деятельности». Он рассказал участникам секции, как использовать Moodle во внеурочной деятельности. Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ» г. Норильска Таранова А.С. в докладе по теме: «Активные методы обучения, как способ повышения эффективности образовательного процесса» отметила, что к выпускникам, предъявляют такое качество, как умение нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения. В январе состоялся заочный практикум по теме: «Цифровые трансформации в образовании». Руководитель секции осветила направления, которые формируют цифровизацию образования, например - медиа, каналы публикации, различные информационные ресурсы, средства и возможности связи. Рассмотрены, какие инструменты можно использовать для создания образовательного контента, а какие для разработки собственных концептуальных артефактов. Какие на сегодня существуют платформы для совместного создания знаний и как разработать эффективный процесс цифрового обучения? На эти другие вопросы, ответы можно найти в докладе. Учитель информатики МБУ «Лицей № 3» Дзюбенко Е.В. в своём докладе «Работа с нейросистемами» предложила ознакомиться с содержанием проекта «Создание нейронной сети», который включает в себя самые различные отрасли и направления.
В марте участники секции собрались на он-лайн платформе по теме: «Проектирование учебного процесса, как условие обеспечения индивидуальной траектории развития и обучения каждого ребёнка». Индивидуальная траектория образования – это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом. Первый способ – дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности. Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.
Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦВР» Бобков А.Н. в своём докладе «Безопасность в сети Интернет» подчеркнул, как важно соблюдать безопасность в сети Интернет и как правильно педагогу применять контент - фильтрацию. Наилучшим решением для МБУ ДО «ЦВР» стало использование «Интернет Контроль Сервер». Это отечественная разработка контент -фильтрации для контроля пользователей при работе в сети Интернет, обеспечивает защиту учащихся от небезопасной и нежелательной информации, соответствует требованиям ФЗ №436 и №139. Помогает успешно пройти проверку компьютерной сети образовательного учреждения. Педагог – организатор МАУ ДО «ДТДМ» Лебединский А.Н.в докладе «Обзор или разработка он-лайн курсов по программам монтажа и графических редакторов» раскрыл не только данную тему, но и определил какие образовательные задачи, педагог может решить, используя данные средства обучения. Например: организовать образовательный процесс в ситуации, когда очная встреча с воспитанниками не возможна, например, в период режима самоизоляции, предлагать дополнительный обучающий материал тем ученикам, кто может воспринимать информацию сверх основной программы, участвовать в дистанционных конкурсах, в рамках которых участники демонстрируют свои достижения в форме видеоролика, привлекать новых воспитанников, а также формировать и поддерживать имидж своего творческого объединения и образовательного учреждения, представлять отчёт родителям воспитанников. Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ» Мулламетова А.А. в докладе «Социальные сети в образовательном процессе» предложила педагогам подойти к социальной сети Instagram с некоторой долей фантазии и креатива, что окажется полезным не только для общения с учащимися, но и для реализации разнообразных учебных и воспитательных задач, расширить рамки занятия. Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ» Бруцкая Т.А. в докладе «Поддерживающие и прорывные инновации в формировании образовательной среды: модели, условия, ценности, риски» рассказала о том, что такое инновации в образовательном процессе. Инновацией называют то нововведение, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы, технологии, изделия, организационных форм существования социума. Результат внедрения инноваций – фиксированное опережение, лидерство, приоритет, качественное превосходство, креативность, прогресс и т.д. Отдельно представила поддерживающие инновации в педагогических технологиях и прорывные инновации в образовании. Например, прорывные инновации в образовании – это «Искусственный интеллект» в образовании, «Пост - человечные взгляды», обучение с помощью открытых данных, обеспечение этики в работе с данными, изучение социальной справедливости, киберспорт, обучение посредством анимации, мультисенсорное обучение, офлайн совместное обучение и онлайн лаборатории. В сфере образования преобладают поддерживающие инновации, поскольку они близки к традиционным методам построения образовательного процесса, позволяют учитывать и реализовывать интересы различных социальных групп, определять приоритеты развития учреждения. Если посмотреть на базовые технологии обучения, то будет видно, что они практически не изменились – педагог и группа учащихся взаимодействуют в рамках организованного процесса обучения. Различные инновационные модели в образовании дополняют и сменяют друг друга. Поддерживающие подгоняют технологический прогресс, совершенствуя имеющиеся продукты и технологии, а прорывные – обрывают цикл и начинают его новый виток. Это означает, что к инновациям нужно относиться как к набору инструментов. Для развития следует реализовывать поддерживающие инновации, а для выхода на новые модели – прорывные.
Каждый год педагоги секции размещают свои конкурсные материалы на различных информационно - образовательных сайтах, ресурсах и порталах, публикуются в электронном варианте на цифровых платформах и в печатных изданиях. Подобная профессиональная активность стимулирует участников ГМО для дальнейшего совершенствования учебно - познавательного процесса, повышает педагогическую деятельность при проведении и организации занятий в творческих объединениях.
Педагоги со своими воспитанниками в течение прошлого учебного года достаточно результативно принимали участие в различных городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях. Например, городской очно-заочный конкурс «Детство - Норильск», прошедший в рамках воспитательного проекта «Музейный экспресс», где проектная команда детской медиастудии «Перемена» под руководством Сумишевской Ю.В. стала победителем в номинации «Творческий путь», представив работу в формате виртуальной экскурсии «Время первых». Также они стали призёрами акции-конкурса «Символ Победы», в номинации «Интервью о герое ВОВ», представив видеорассказ о семье в годы ВОВ. Одним из успешных мероприятий стало участие и победа в городском конкурсе на премию Главы города Норильска, дипломом 3-й степени отметили Сверкунову Ксению, руководитель –Бруцкая Т.А.. Копилку своих наград пополнили педагоги и учащиеся «Дома детского творчества» в городском конкурсе проектно-исследовательских работ художественной направленности «Творческий потенциал Норильска», победителями и призёрами стали: Валантырь Даниил с научной работой: «Онлайн или офлайн? Печатные СМИ в век цифровизации», руководитель – ПДО Мулламетова А.А.; Кузнецова Полина - работа: «По стопам прадеда», руководитель – ПДО Бруцкая Т.А.; Щелкунова Александра - тема научной работы: «Правда - мой главный герой» - руководитель – ПДО Сумишевская Ю.В.. Также трое учащихся медиастудии стали финалистами в краевом конкурсе социальных инициатив «Мой край, моё дело», в номинация – медиапроеткы, направление – телесюжет, тематика - общественно важные события. Большим прорывом в этом году стали победы студийцев в Международной Арктической Конференции «8+», проходившей на базе ФГБОУ «Норильский Государственный Индустриальный Институт» за свои научные работы, эссе и доклады учащиеся получили ценные призы и дипломы.
В конце учебного года участники секции «ИКТ и медиаресурсов» успешно выступили на городских педагогических чтениях «Норильский учитель: опыт прошлого - взгляд в будущее». Работа конференции прошла дистанционно на платформе zoom. Свои доклады педагоги представили в секции «Современные педагогические технологии в контексте ФГОС – основа достижения качественного образовательного результата», где выступили педагоги МБУ ДО «ДДТ» Мулламетова А. А. с темой «Использование социальных сетей в образовательном процессе творческого объединения журналистики» и Сумишевская Ю. В. с темой: «Использование приема «Визуальная встреча» на занятиях творческого объединения «Основы журналистики»». В секции «Инновационные образовательные практики, как механизм достижения предметных и метапредметных результатов» учитель информатики Лицея № 3 - Дзюбенко Е. В. рассказала о «Лайфаках для ЕГЭ или советы бывалых (идеи выпускников)».
В этом учебном году планируется провести семинар – практикум по теме: «Работа с программой EasyQuizzy» и «Применение BYOD технологии в образовательном процессе» - работа с приложением и генератором QR кодов, а также оформление плана- конспекта по данной технологии.
2021