НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ковалёва И.Н., Тулгара Т.А. Летний досуг по сказкам А.С. Пушкина для дошкольников 5-7 лет с ТНР на тему «Что за прелесть эти сказки!»

Библиографическое описание:
Ковалёва И.Н., Тулгара Т.А. Летний досуг по сказкам А.С. Пушкина для дошкольников 5-7 лет с ТНР на тему «Что за прелесть эти сказки!» // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Одной из задач педагогической работы с дошкольниками является знакомство с творчеством русских поэтов и писателей. А.С. Пушкин является одним из самых ярких классиков русской литературы, поэтому приобщение дошкольников к художественному слову его творчества очень важно для развития речи детей.

При выборе произведений как же обойтись без замечательных сказок Александра Сергеевича?

В течение учебного года ребята знакомились с творчеством А.С.Пушкина, читали стихи и, конечно, сказки. Учили и выразительно рассказывали вместе с воспитателями и логопедами отрывки из сказок. Обсуждали сказочные сюжеты, поступки героев. Традиционное летнее мероприятие, приуроченное ко дню рождения поэта, направлено на обобщение знаний детей сказок А.С. Пушкина.

Цель:

Уточнение и обобщение знаний дошкольников о героях и сказках русского поэта А.С.Пушкина.

Задачи:

1. Расширять активный словарный запас дошкольников;

2. Совершенствовать умение отвечать на вопросы о содержании сказок Пушкина;

3. Закреплять умение выразительной декламации стихов А.С. Пушкина;

4. Развивать навыки звуко-буквенного анализа;

5. Поощрять умение работать в команде (группе), выполняя игровые задания;

6. Развивать общую моторику, ловкость, координацию движений;

Ход мероприятия: (звучит музыка «В гостях у сказки» дети встают в круг водят хоровод).

Логопед:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок великого русского поэта А. С. Пушкина (показ портрета). В этом году ему исполнилось бы 224 года. Родился он очень давно - 6 июня 1799 года в Москве. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна (показ портрета). В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано - в три года.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства. Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка... Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Говор у Арины Родионовны был особый певучий, ведь она была простая крестьянка. Александр Сергеевич записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. Начнёт няня рассказывать сказки, так он не шелохнётся, боится слово пропустить. А на основе сказок, которые рассказывала ему Арина Радионовна, Пушкин создал свои сказки.

Проверим, знаете ли вы сказки А.С.Пушкина. Я назову, а вы слушайте. Если услышите название сказки Пушкина, хлопайте в ладоши, а если нет, тогда приседайте.

«Сказка о золотой рыбке», «Морозко», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Аленький цветочек», поэма «Руслан и Людмила»

Дети: внимательно слушают и выполняют действия по инструкции.

Логопед: Ребята, сегодня я предлагаю вместе поиграть и вспомнить сказки Александра Сергеевича Пушкина. Играть будем в командах. Разделимся на 2 команды. Придумайте название для своей команды так, чтобы оно было связано со сказками Пушкина

Дети: «Богатыри»

Дети: «Золотые рыбки»

Ребята, вас ждут интересные игры, за победу в которых команда будет получать жетон. Выиграет та команда, которая соберет больше жетонов. Посовещайтесь и выберите в своей команде «хранителя жетонов».

Итак, начнем с разминки: Я начну рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и исправляйте ошибки. Отвечать команды будут по очереди. Правило: Ответы должны быть полными.

Слушайте внимательно!

Логопед: Расскажу я вам сказку о рыбаке и кильке.

Дети: Расскажу я вам сказку о рыбаке и рыбке.

Логопед: А написал ее Александр Сергеевич Чуковский.

Дети: Написал ее Александр Сергеевич Пушкин.

Логопед: Жил старик со своею старухой у самого зеленого моря.

Дети: Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Логопед: Они жили в однокомнатной квартире, а коттедж еще не построили.

Дети: Они жили в ветхой землянке.

Логопед: Ровно тридцать лет и три месяца.

Дети: Ровно тридцать лет и три года.

Логопед: Старик ловил сачком рыбу.

Дети: Старик ловил неводом рыбу.

Логопед: А старуха чинила носки и колготки.

Дети: А старуха пряла свою пряжу.

Логопед: Раз он в море закинул невод, пришел невод с валенком старым.

Дети: Раз он в море закинул невод, пришел невод с одною тиной

Логопед: В другой раз закинул невод - пришел невод с рыбой, да не простой, а сардиной.

Дети: В другой раз закинул невод - пришел невод с одною рыбкой, да не простою, а золотою.

Логопед: Молодцы! А теперь 1 игра. Она называется «Собери картинку»

Нужно собрать картинку, и вспомнить героя и название сказки. Время ограничено сказочными часами (поставить песочные часы на 2 минуты)

Игроки команд получают конверты, в которых находится картинка из сказки и пазлы. У каждой группы своя картинка. Дети собирают картинки и называют сказку, к которой подходит собранная иллюстрация.

Дети: Это дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане»

Дети: Это золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке» -.

После проверки ведущий вешает картинки на веревочное панно. Команды получают жетоны.

Логопед: Предлагаю участнику команды «Богатыри» загадать загадку для соперников и прочитать отрывок из сказки

Дети: (1 ребенок из команды)

Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, -

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - …. (золотою).

Логопед: Из какой сказки эти строки?

Дети: Эти строки из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Логопед: Следующая игра называется «Поймай рыбку»

Ваша задача: поймать золотую рыбку. Встаньте парами в колонну друг за другом. Первая пара каждой команды с удочкой бежит к «морю» (тазику с рыбками) и ловит одну рыбку. Поймав её, бежит обратно и передает удочку следующему игроку. За каждую пойманную рыбку команда получает букву. Когда вы поймаете всех рыбок и получите буквы, вы должны будете составить из этих букв слово. Какая команда выполнит задание быстрее, та и побеждает.

После проверки команды получают жетоны.

Логопед: Предлагаю участнику команды «Золотые рыбки» загадать загадку для соперников и прочитать отрывок из сказки.

Дети: (1 ребенок из команды)

Белка песенки поет

Да орешки все грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра - чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

Логопед: Из какой сказки эти строки?

Дети: Эти строки из «Сказки о царе Салтане».

Логопед: Следующая игра называется «Собери кристаллы»

Команды становятся на линии старта в колонну по одному. У первого игрока в руках ложка. По сигналу первые участники бегут до условленного места, достают ложкой (пинцетом) камешек – кристалл, несут его в ведерко, и передают ложку следующему игроку. И так вся команда. Побеждает та, которая быстрее прибежит на финишную черту и соберет бОльшее количество кристаллов.

После проверки команды получают жетоны.

Логопед: Предлагаю участнику команды «Богатыри» загадать загадку для соперников и прочитать отрывок из сказки.

Дети: (1 ребенок из команды)

А комар-то злится, злится —

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела,

Обмерла и окривела.

Слуги, сватья и сестра

С криком ловят комара:

«Распроклятая ты мошка!»

Логопед: Из какой сказки эти строки?

Дети: Эти строки из «Сказки о царе Салтане».

Логопед: Следующая игра «Поймай комара». Ребята, вы встаете в круг. Ведущие получают вот такую волшебную палочку и комара (У ведущего в руках палка с ниткой, на которой привязан бумажный или пластиковый комарик.)

Ведущий ведет палку по кругу, дети стараются допрыгнуть до комара и хлопнуть по нему ладошкой. У какой команды будет больше касаний, та команда и победила. Касания считают ведущие. Время ограничено.

(Во время выполнения задания звучит музыка «Полет шмеля»)

Дети: выполняют задание по инструкции

После проверки команды получают жетоны.

Логопед: Предлагаю участнику команды «Золотые рыбки» загадать загадку для соперников и прочитать отрывок из сказки.

Дети: (1 ребенок из команды)

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге -

И останутся на бреге

Тридцать три … (богатыря),

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить -

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

Логопед: Из какой сказки эти строки?

Дети: Эти строки из «Сказки о царе Салтане».

Логопед: Следующая игра «В колонну по одному для охраны города».

Ребята, под музыку вы маршируете врассыпную. Но, как только музыка закончится, вы должны построиться в колонну друг за другом ПО РОСТУ. Будет 3 попытки. Чья команда справится быстро и правильно, получит жетон.

(Звучит музыка «Марш богатырей»). После проверки команды получают жетоны.

Логопед: Ребята, подходят к концу наши веселые испытания. И перед тем, как мы подведем итоги и определим победителя, предлагаю вспомнить героев сказок Александра Сергеевича Пушкина, для которых он придумал такое волшебное место под названием ЛУКОМОРЬЕ. Как вы думаете, что это такое?

Дети: Место у моря, сказочная, необычная поляна

Логопед:Ребята, чтобы узнать значение слова, нужно открыть словарь.

У меня как раз есть такая книга. Прочитаем, что такое лукоморье. Это тихое местечко на берегу моря. В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира. Ребята, вы запомнили, где можно узнать значение незнакомого слова?

Дети: В словаре.

Логопед: А где еще можно узнать значение незнакомого слова?

Дети: В интернете.

Логопед: Молодцы! Предлагаю в заключительной части наших испытаний поиграть в игру «Кто лишний». Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой из другой сказки – топнуть ногой. Приготовились…

Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Пришла пора подвести итоги. Посчитайте жетоны. Сегодня одержала победу команда «Богатыри». Она получает приз.

Дети: Вместе считают жетоны и определяют победителя.

Логопед: А сейчас вы можете нарисовать любимых героев сказок А.С. Пушкина.

Список литературы:

Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. ФГОС, СПб.: Детство-Пресс, 2022. - 544 с.

Новиковская О.А. 1000 логопедических упражнений от 6 месяцев до 7 лет - М.: Издательство АСТ, 2018.- 319 с.

Пушкин А.С. Сказки, М.: Стрекоза, 2022. - 80 с.
2023