Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Евлампьева Т.Б. Рейтинговая оценка качества образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения «образование на всю жизнь» к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя. Особенностью подготовки квалифицированного специалиста является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих личностных успехов.
Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.
Система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.; проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.
Тема данной работы очень актуальна на сегодняшний день. Ведь сегодня меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциации образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса.
Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому. Сами же измерительные инструменты во многом зависят от характера критериев, применяемых оценочных шкал.
В связи с этим обнаруживается необходимость комплексного решения таких вопросов как сочетание форм и методов контроля, разработка системы оценивания, а также роли системы рейтинг-контроля как одного из важнейших мотивирующих факторов.
Внедрение рейтинговой системы в образовательный процесс создает следующие преимущества в обучении:
- Снижение стресса в процессе контроля как для студентов, так и преподавателей;
- Обучение становится личностно-ориентированным;
- Рейтинговая система исключает любое унижение личности студента, позволяет оценить его способности и возможности, т. е. стимулирует добросовестно работать в течение всего периода обучения.
Система оценивания должна быть ориентирована на поощрение студента к объективному мониторингу, формирование потребности в адекватной самооценке, а не на сокрытие его невежества и неспособности.
Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства кумулятивной оценки результатов обучения, позволяющие отслеживать и оценивать динамику процесса достижения целей.
Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок:
- мониторинг;
- оценка рейтинга;
- портфель.
Кумулятивные оценки позволяют студентам сформировать позитивное отношение к обучению, поскольку они способны продемонстрировать, насколько они знают и могут сделать, а не их недостатки, что характерно для традиционных методов оценки.
Накопительные оценки делают процесс обучения более эффективным, особенно при правильно организованной и конструктивной обратной связи.
При этом оценивать могут не только учителя, но и родители, а главное, ученик.
Студенческий рейтинг-это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, формируются путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности, с учетом значимости фактор ("вес" коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Главный принцип рейтинга - ранжирование.
Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта образовательной и научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они способны ставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной цели.
Студент должен осознавать себя как субъект образовательного процесса.
Функции технологии оценки:
- творческий (формирование творческого потенциала студентов);
- рефлексивная (самооценка учебных и личных достижений);
- стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);
- диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);
- коррекция (коррекция влияния инноваций на развитие).
Условия организации рейтинговой системы оценки:
- модульная организация учебного процесса;
- постоянный мониторинг уровня знаний;
- многоточечная оценка обучения студентов.
Таким образом, введение рейтинговой системы оценки знаний студентов обеспечивает постоянное стремление студентов набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу студентов и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.
Рейтинговая система оценки знаний позволяет:
1. Определите уровень подготовки каждого студента на каждом этапе образовательного процесса.
2. Получить объективную динамику усвоения не только в течение учебного года, но и в течение всего периода обучения.
3. Дифференцировать значимость оценок, полученных студентами за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др.).
4. Отразить текущую и итоговую оценку объема труда, вложенного студентом.
5. Повышение объективности оценки знаний.
Библиографический список
1. Алуйникова И. Рейтинг: мастер на все руки // Управление школой. 2005. – №12 с. 12–14.
2. Бахмутский А.Е. Школьная система оценки качества образования. // Школьные технологии. – 2004. – №1. – С. 136.
3. Боброва Л.Н. Рейтинговая система оценки качества обучения // Наука школа. 2005. – №6. _ С. 2–4.
4. Букатов В.М. Школьная оценка.: М., 2016.
5. Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя // Информация и образование. – 2001 – №4.
6. Герасимова Н. Оценка знаний должна воспитывать // Воспитание школьников. – 2003 – №6.
7. Громова Т. Не оценивать, а мотивировать // Управление школой. – 2005. – 16–30 ноября (№22). – С. 23–25.
8. Диканская Н.Н. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования. // Стандарт и мониторинг в образовании. – 2003. №3. – С. 38–42.
9. Касимов Р.Л. Рейтинговый контроль // Высшее образование в России. – 1994. – №2. – с. 83.
10. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М., 2017.
11. Кругликов В. Рейтинговая система диагностики учебного процесса // Высшее образование в России. – 2016. – с. 100.
12. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2014.
13. Науменко Ю.В. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – №2. – С. 23–30.
2019