Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Зарубина З.В. Тактильное взаимодействие с ребенком

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Чтобы стать главной надеждой и опорой для ребенка, необходимо погружение в него, глубокое его понимание. Самое главное для родителя в детях - здоровье! Не только физическое, но еще и психо-эмоциональное. А самое главное со стороны ребенка, то чему он всегда ищет доказательство - любовь! Именно в том, что его любят ребенок готов убеждаться постоянно. У каждого свой язык любви. Гэри Чепмен, в своей книге «5 языков любви», классифицирует именно 5 языков любви – Слова, Помощь, Подарки, Проведенное время, Прикосновения. И именно на прикосновениях мне бы хотелось остановиться наиболее подробно. Прикосновения нужны человеку. Прикосновения необходимы не только для расслабления и формирования привязанности. Наша кожа – это Внешний мозг, она принимает активное участие в развитии мозга. Тепло прикосновений вырабатывает в человеческом организме окситоцингормон, необходимый для расслабления, формирования привязанности – особой эмоциональной связи, провоцирующей ваши долгосрочные отношения с ребёнком. Нежные прикосновения необходимы человеку в той же степени, что и сон, еда. Благодаря тактильным впечатлениям ребенок хорошо развивается умственно и физически. Исследования по тактильному взаимодействию указывают на то, что недостаточное количество физических контактов отрицательно влияет на психомоторное развитие ребенка, его здоровье и рост. Прикосновения нужны человеку на протяжении всей жизни. Ведь самый большой орган чувств ребенка – кожа – принимает максимально-активное участие в развитии мозга.
Во второй половине 20 века канадский ученый Уайлдер Пенфилд сделал открытие, что при прикосновении электрода к определенному участку мозга возникала реакция в различных участках тела. После он сконструировал человеческий организм, базируясь на этих данных. В результате получился Гомункулус (человечек) части тела которого пропорциональны зонам мозга, в которых они представлены (рис.1. Гомункулус Пенфилда). Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга.
Гомункулус - прекрасное пособие для родителей, которые хотят знать, на что нужно обращать внимание для развития мозга ребенка. Итак, самые важные – руки, затем ноги, после рот. Далее следуют ограны чувств и туловище.
Почему мозг распределил приоритеты среди частей тела таким образом?
Руки – важнейшие, необычайно сложные, крайне чувствительные инструменты, помощники и защитники мозга.
Ноги – как “вторые руки”. Они предоставляют мозгу сенсорную информацию о поверхности, на которой стоят, о положении тела, отвечают за сохранность равновесия.
Рот – многофункциональная защитная система организма от миллиардов потенциальных химических агрессоров, а также удивительно точная и мощная откусывающая и пережевывающая машина, самая совершенная химическая лаборатория, вход во внутренний физический мир ребёнка.
Возьмите за правило каждый день делать массаж рук! Это развитие мозга ребенка. А еще Ваш материнский массаж – это способ качественного врямяпрепровождения родителей с детьми, с силой и ресурсом. Для ребенка интересный взрослый, который находится рядом – это лучшая игрушка и лучший партнер по игре. Прикосновения и тактильные ощущения, помимо развития, создают ребенку комфорт и успокаивают. А с возрастом, потребность в тактильных ощущениях никуда не уходит, даже становится еще сильнее и важнее. Маленьких детей родители постоянно целуют, обнимают, ласкают. Куда же это пропадает, когда ребенок вырастает? Порой, родители даже не знают как подойти к своему подросшему чаду.
Освоить рождённую в недрах тёплой семейной жизни народную педагогику материнства и детства – необходимость для тех, кто хочет вырастить своего ребёнка счастливым и любящим.
Ребенок лучше всего всему учится, играя. Наша родительская задача – с помощью потешек растормошить, вызвать веселый смех у ребенка, улучшить настроение.
Варианты для игры с детьми:
1. “В баньку ”.
Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Получается “домик” – “банька”. Ребёнок проводит своим пальчиком поочередно между пальцев взрослого, начиная с мизинца и безымянного (с внешней стороны ладоней), и приговаривает:
Можно в баньку?
Взрослый отвечает:
Водички нет.
Затем ребенок проводит пальцем между следующими, безымянным и средним пальцами взрослого:
Можно в баньку?
Взрослый отвечает:
Веничков нет.
Проводя между средним и указательным пальцем, ребёнок говорит:
Можно в баньку?
Ответ:
Тазиков нет.
Затем малыш проводит своим пальчиком между указательным и большим:
Можно в баньку?
Наконец-то взрослый отвечает:
Заходи!
И тут малыш просовывает пальчик в отверстие, а взрослый захватывает его и начинает тереть со словами:
Жарко, жарко, жарко!
Если, конечно, малыш не успеет выдернуть вовремя свой пальчик:)
Дети в любом возрасте обожают игру в
2. “ Шило”.
Взрослый старается попасть своим указательным пальцем в вытянутый указательный пальчик ребёнка и при этом приговаривает:
Шило, шило,
Проскочило!
С последним словом палец взрослого намеренно соскальзывает, упирается в подмышку ребёнка и щекочет её.
Детский хит – это хватательные игры с пальцами, тренирующие быстроту реакции, развитие координации.
3. “ Мама-папа, есть хочу!”
Игра состоит в том, что ребёнок водит своим пальчиком по раскрытой ладони взрослого (можно крутить пальчиком в центре ладони), приговаривая:
Мама-папа, есть хочу!
Хлеба с маслом не хочу,
А конфетку – ам!
Никому не дам!
На слове “ам!” ребенок закрывает ладонь и ловит пальчик малыша, если тот не успеет отдернуть его. Потом можно поменяться ролями.
4. “Калачики - Пышки!”
Взрослый берет ручки ребёнка в свои (за запястья) и поочередно то вращает ручки, как бы наматывая нитки, то хлопает в ладошки вместе с малышом. Подросшие детки выполняют упражнение самостоятельно.
Калачики, калачики (вращаем кулачки)
Пышки! пышки! (хлопаем в ладоши)
Калачики-калачики! (снова вращаем кулаки)
Пышки, пышки! (хлопаем в ладошки)
5. “Драка на пальцах”.
Ребенок берется за руку с родителем, как бы здороваясь. Большие пальцы поднимаются вверх. Побеждает тот, кто смог «уложить» большой палец соперника.
6. “Котик ниточки мотает”.
Прекрасное упражнение на развитие координации. Ребенок вращает ручки, зажатые в кулачки, одна вокруг другой. Малыш делает вид, что быстро мотает нитки, приговаривая:
Котик ниточки мотает
На клубочек навивает.
Котик ниточки мотает,
На клубочек навивает.
Благодаря большому мировому опыту и исследованиям по тактильной стимуляции, мы знаем, что тактильное взаимодействие с ребенком
·          Успокаивает и расслабляет ребенка
·          Дарит гармонию, доброту, любопытство, смелость,
·          Укрепляет иммунитет (ребенок меньше болеет),
·          Улучшает концентрацию внимания, умственную активность,
·          Избавляет от агрессивного поведения, стресса, плохого сна, боли и дискомфортов,
·          Делает ребенка сильнее, увереннее в себе, повышает самооценку,
·          Развивает эмоциональный интеллект, воображение, коммуникабельность, тактильную чувствительность, сенсорную интеграцию, осознание тела и разума.
·          Помогает эффективному обучению ребенка в разных областях знаний,
·          Создает незыблимые семейные традиции, помогающие ребёнку адаптироваться к меняющимся условиям жизни,
·          Учит малыша различать положительное и отрицательное воздействие,
·          Формирует групповую согласованность, социализированность, умение работать в команде, понимать других людей.
·          Улучшает отношения между братьями и сестрами.
Используемая литература.
1.       Чепмен Гэри «5 языков любви». Переводчик: Будина Н. Редактор: Доброхотова Е.
Издательство: Библия для всех, 2013 г.
2.       Пенфилд Уайлдер «Мозг. Тайны разума». Переводчик: Ан С. А.
Издательство: АСТ, 2016 г.
2019