Чтобы стать главной надеждой и опорой для ребенка, необходимо погружение в него, глубокое его понимание. Самое главное для родителя в детях - здоровье! Не только физическое, но еще и психо-эмоциональное. А самое главное со стороны ребенка, то чему он всегда ищет доказательство - любовь! Именно в том, что его любят ребенок готов убеждаться постоянно. У каждого свой язык любви. Гэри Чепмен, в своей книге «5 языков любви», классифицирует именно 5 языков любви – Слова, Помощь, Подарки, Проведенное время, Прикосновения. И именно на прикосновениях мне бы хотелось остановиться наиболее подробно. Прикосновения нужны человеку. Прикосновения необходимы не только для расслабления и формирования привязанности. Наша кожа – это Внешний мозг, она принимает активное участие в развитии мозга. Тепло прикосновений вырабатывает в человеческом организме окситоцин – гормон, необходимый для расслабления, формирования привязанности – особой эмоциональной связи, провоцирующей ваши долгосрочные отношения с ребёнком. Нежные прикосновения необходимы человеку в той же степени, что и сон, еда. Благодаря тактильным впечатлениям ребенок хорошо развивается умственно и физически. Исследования по тактильному взаимодействию указывают на то, что недостаточное количество физических контактов отрицательно влияет на психомоторное развитие ребенка, его здоровье и рост. Прикосновения нужны человеку на протяжении всей жизни. Ведь самый большой орган чувств ребенка – кожа – принимает максимально-активное участие в развитии мозга. Во второй половине 20 века канадский ученый Уайлдер Пенфилд сделал открытие, что при прикосновении электрода к определенному участку мозга возникала реакция в различных участках тела. После он сконструировал человеческий организм, базируясь на этих данных. В результате получился Гомункулус (человечек) части тела которого пропорциональны зонам мозга, в которых они представлены (рис.1. Гомункулус Пенфилда). Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Гомункулус - прекрасное пособие для родителей, которые хотят знать, на что нужно обращать внимание для развития мозга ребенка. Итак, самые важные – руки, затем ноги, после рот. Далее следуют ограны чувств и туловище. Почему мозг распределил приоритеты среди частей тела таким образом? – Руки – важнейшие, необычайно сложные, крайне чувствительные инструменты, помощники и защитники мозга. – Ноги – как “вторые руки”. Они предоставляют мозгу сенсорную информацию о поверхности, на которой стоят, о положении тела, отвечают за сохранность равновесия. – Рот – многофункциональная защитная система организма от миллиардов потенциальных химических агрессоров, а также удивительно точная и мощная откусывающая и пережевывающая машина, самая совершенная химическая лаборатория, вход во внутренний физический мир ребёнка. Возьмите за правило каждый день делать массаж рук! Это развитие мозга ребенка. А еще Ваш материнский массаж – это способ качественного врямяпрепровождения родителей с детьми, с силой и ресурсом. Для ребенка интересный взрослый, который находится рядом – это лучшая игрушка и лучший партнер по игре. Прикосновения и тактильные ощущения, помимо развития, создают ребенку комфорт и успокаивают. А с возрастом, потребность в тактильных ощущениях никуда не уходит, даже становится еще сильнее и важнее. Маленьких детей родители постоянно целуют, обнимают, ласкают. Куда же это пропадает, когда ребенок вырастает? Порой, родители даже не знают как подойти к своему подросшему чаду. Освоить рождённую в недрах тёплой семейной жизни народную педагогику материнства и детства – необходимость для тех, кто хочет вырастить своего ребёнка счастливым и любящим. Ребенок лучше всего всему учится, играя. Наша родительская задача – с помощью потешек растормошить, вызвать веселый смех у ребенка, улучшить настроение. Варианты для игры с детьми: 1. “В баньку ”. Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Получается “домик” – “банька”. Ребёнок проводит своим пальчиком поочередно между пальцев взрослого, начиная с мизинца и безымянного (с внешней стороны ладоней), и приговаривает: Можно в баньку? Взрослый отвечает: Водички нет. Затем ребенок проводит пальцем между следующими, безымянным и средним пальцами взрослого: Можно в баньку? Взрослый отвечает: Веничков нет. Проводя между средним и указательным пальцем, ребёнок говорит: Можно в баньку? Ответ: Тазиков нет. Затем малыш проводит своим пальчиком между указательным и большим: Можно в баньку? Наконец-то взрослый отвечает: Заходи! И тут малыш просовывает пальчик в отверстие, а взрослый захватывает его и начинает тереть со словами: Жарко, жарко, жарко! Если, конечно, малыш не успеет выдернуть вовремя свой пальчик:) Дети в любом возрасте обожают игру в 2. “ Шило”. Взрослый старается попасть своим указательным пальцем в вытянутый указательный пальчик ребёнка и при этом приговаривает: Шило, шило, Проскочило! С последним словом палец взрослого намеренно соскальзывает, упирается в подмышку ребёнка и щекочет её. Детский хит – это хватательные игры с пальцами, тренирующие быстроту реакции, развитие координации. 3. “ Мама-папа, есть хочу!” Игра состоит в том, что ребёнок водит своим пальчиком по раскрытой ладони взрослого (можно крутить пальчиком в центре ладони), приговаривая: Мама-папа, есть хочу! Хлеба с маслом не хочу, А конфетку – ам! Никому не дам! На слове “ам!” ребенок закрывает ладонь и ловит пальчик малыша, если тот не успеет отдернуть его. Потом можно поменяться ролями. 4. “Калачики - Пышки!” Взрослый берет ручки ребёнка в свои (за запястья) и поочередно то вращает ручки, как бы наматывая нитки, то хлопает в ладошки вместе с малышом. Подросшие детки выполняют упражнение самостоятельно. Калачики, калачики (вращаем кулачки) Пышки! пышки! (хлопаем в ладоши) Калачики-калачики! (снова вращаем кулаки) Пышки, пышки! (хлопаем в ладошки) 5. “Драка на пальцах”. Ребенок берется за руку с родителем, как бы здороваясь. Большие пальцы поднимаются вверх. Побеждает тот, кто смог «уложить» большой палец соперника. 6. “Котик ниточки мотает”. Прекрасное упражнение на развитие координации. Ребенок вращает ручки, зажатые в кулачки, одна вокруг другой. Малыш делает вид, что быстро мотает нитки, приговаривая: Котик ниточки мотает На клубочек навивает. Котик ниточки мотает, На клубочек навивает. Благодаря большому мировому опыту и исследованиям по тактильной стимуляции, мы знаем, что тактильное взаимодействие с ребенком · Успокаивает и расслабляет ребенка · Дарит гармонию, доброту, любопытство, смелость, · Укрепляет иммунитет (ребенок меньше болеет), · Улучшает концентрацию внимания, умственную активность, · Избавляет от агрессивного поведения, стресса, плохого сна, боли и дискомфортов, · Делает ребенка сильнее, увереннее в себе, повышает самооценку, · Развивает эмоциональный интеллект, воображение, коммуникабельность, тактильную чувствительность, сенсорную интеграцию, осознание тела и разума. · Помогает эффективному обучению ребенка в разных областях знаний, · Создает незыблимые семейные традиции, помогающие ребёнку адаптироваться к меняющимся условиям жизни, · Учит малыша различать положительное и отрицательное воздействие, · Формирует групповую согласованность, социализированность, умение работать в команде, понимать других людей. · Улучшает отношения между братьями и сестрами. Используемая литература. 1. Чепмен Гэри «5 языков любви». Переводчик: Будина Н. Редактор: Доброхотова Е. Издательство: Библия для всех, 2013 г. 2. Пенфилд Уайлдер «Мозг. Тайны разума». Переводчик: Ан С. А. Издательство: АСТ, 2016 г.