Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Егорова Н.Ю. Мастер-класс «Активные методы обучения в работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) в инклюзивных классах»


Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ я использую следующие методы и приёмы обучения:
I.         Приёмы коррекции мыслительных операций
1.       Включение в содержание урока специальных коррекционных упражнений: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления («Четвёртый лишний», «Поиск различий и аналогов», «Поиск девятого», «Поиск предметов на картинке», «Продолжение логического ряда» и т. д.)
2.       Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
3.       «Узелки на память» (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
4.       Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
- Но начинаю я свою работу с диагностики психологического развития обучающихся. По результатам диагностики коррекционные занятия составляются таким образом, что обеспечивают каждому ребёнку адекватные для него темп и способы усвоения навыков, знаний.
- Для развития познавательных процессов, вначале урока использую практические упражнения по формированию мыслительной деятельности, приёмы коррекции памяти, внимания.
- Предлагаю активизировать наши познавательные процессы.
(Практическая работа)

5.       - Предлагаю вам выполнить следующее упражнение: перед вами лежат листочки с заданиями. Какие фигуры вы видите в таблице? (ромбы, квадраты, кружки, треугольники). Вам надо отметить специальными знаками три фигуры: круг, квадрат и треугольник. В кругах поставьте знак «+», квадраты зачеркните наклонной линией, а в треугольниках поставьте знак «=».
6.       Взаимопроверка.
- Обменяйтесь листочками с соседом по парте.
Это задание способствует оптимизации интеллектуальной деятельности обучающихся, развитию внимания, памяти, мышления и аналитико-синтетической деятельности.
II.      Приёмы коррекции психических процессов
1.       Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей («Поиск ошибок в тексте», «Восстановление слов, предложений, деформированных текстов»)
2.       Упражнения на снятие нервного напряжения и развитие эмоциональной сферы у детей ("Солдат и тряпичная кукла", "Насос и мяч", «Хорошее настроение», «Поссорились два петушка» и т.д.)
3.       Упражнения по развитию моторики («Помоги зайчику попрыгать по кочкам», «Попади мячом в корзину», штриховка, графические диктанты, «Пальчиковая гимнастика»).
4.       Активные методы рефлексии.
(Рефлексия)
- Предлагаю вам провести рефлексию. У вас на партах лежат кружочки трёх цветов: красного, голубого, жёлтого.
- Если вы отлично справились с заданием и вам было всё понятно, то показываете кружок красного цвета.
- Если вам не всё было понятно, но вы старались, то показываете кружок синего цвета.
- Если вы ничего не поняли, то показываете кружок жёлтого цвета.
Своевременное проведение комплекса мероприятий по развитию учебной мотивации и формированию активной позиции ученика, способствует включению ученика с ЗПР в учебную деятельность на уровне его потенциала, развивает возможности и интеллектуальную сферу личности. Успех является важным источником внутренних сил ребенка и энергии для преодоления трудностей, желания учиться. Ученик с ЗПР ощущает уверенность в своих силах и внутреннее удовлетворение. «Успех в учебной деятельности ученика с ЗПР это его завтрашний успех в жизни!»
Список литературы:
1.       Белых, В. А. «Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания» / В.А. Белых. - М.: Феникс, 2015.
2.       Рымчук, Н. С. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности» / Н.С. Рымчук. - М.: Академия развития, 2009.
2019