Егорова Н.Ю. Мастер-класс «Активные методы обучения в работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) в инклюзивных классах»
Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ я использую следующие методы и приёмы обучения: I. Приёмы коррекции мыслительных операций 1. Включение в содержание урока специальных коррекционных упражнений: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления («Четвёртый лишний», «Поиск различий и аналогов», «Поиск девятого», «Поиск предметов на картинке», «Продолжение логического ряда» и т. д.) 2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. 3. «Узелки на память» (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 4. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. - Но начинаю я свою работу с диагностики психологического развития обучающихся. По результатам диагностики коррекционные занятия составляются таким образом, что обеспечивают каждому ребёнку адекватные для него темп и способы усвоения навыков, знаний. - Для развития познавательных процессов, вначале урока использую практические упражнения по формированию мыслительной деятельности, приёмы коррекции памяти, внимания. - Предлагаю активизировать наши познавательные процессы. (Практическая работа)
5. - Предлагаю вам выполнить следующее упражнение: перед вами лежат листочки с заданиями. Какие фигуры вы видите в таблице? (ромбы, квадраты, кружки, треугольники). Вам надо отметить специальными знаками три фигуры: круг, квадрат и треугольник. В кругах поставьте знак «+», квадраты зачеркните наклонной линией, а в треугольниках поставьте знак «=». 6. Взаимопроверка. - Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Это задание способствует оптимизации интеллектуальной деятельности обучающихся, развитию внимания, памяти, мышления и аналитико-синтетической деятельности. II. Приёмы коррекции психических процессов 1. Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей («Поиск ошибок в тексте», «Восстановление слов, предложений, деформированных текстов») 2. Упражнения на снятие нервного напряжения и развитие эмоциональной сферы у детей ("Солдат и тряпичная кукла", "Насос и мяч", «Хорошее настроение», «Поссорились два петушка» и т.д.) 3. Упражнения по развитию моторики («Помоги зайчику попрыгать по кочкам», «Попади мячом в корзину», штриховка, графические диктанты, «Пальчиковая гимнастика»). 4. Активные методы рефлексии. (Рефлексия) - Предлагаю вам провести рефлексию. У вас на партах лежат кружочки трёх цветов: красного, голубого, жёлтого. - Если вы отлично справились с заданием и вам было всё понятно, то показываете кружок красного цвета. - Если вам не всё было понятно, но вы старались, то показываете кружок синего цвета. - Если вы ничего не поняли, то показываете кружок жёлтого цвета. Своевременное проведение комплекса мероприятий по развитию учебной мотивации и формированию активной позиции ученика, способствует включению ученика с ЗПР в учебную деятельность на уровне его потенциала, развивает возможности и интеллектуальную сферу личности. Успех является важным источником внутренних сил ребенка и энергии для преодоления трудностей, желания учиться. Ученик с ЗПР ощущает уверенность в своих силах и внутреннее удовлетворение. «Успех в учебной деятельности ученика с ЗПР это его завтрашний успех в жизни!» Список литературы: 1. Белых, В. А. «Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания» / В.А. Белых. - М.: Феникс, 2015. 2. Рымчук, Н. С. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности» / Н.С. Рымчук. - М.: Академия развития, 2009.