Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Филатова Н.А. Связь показателей мотивационной сферы учащихся с успешностью изучения иностранного языка на разных этапах школьного обучения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Изучение иностранного языка в современном мире - это один из самых важных составляющих моментов современного, успешного человека. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа.
Общепринято изучать английский язык, как международный эквивалент общения.
Содержание обучения ИЯ направлено на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, наличие которой учитывает потребности в использовании ИЯ как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном мире.
Структура школьного курса ИЯ определяется:
·           коммуникативными целями и задачами школьного курса по ИЯ;
·           вариативностью содержания обучения ИЯ в различных типах школ, при изучении первого и последующих иностранных языков;
·           учебной нагрузкой (количеством учебного времени, отводимого на изучение ИЯ);
·           возрастными особенностями школьников на каждом из этапов обучения ИЯ;
·           преемственностью между этапами обучения;
·           междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе сродным и государственными языками [3, c. 124].
Важнейшим фактором успешного обучения в школе и не только является характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура.
Мотивы могут быть внутренними и внешними.
Внешние мотивы – это поощрение, наказание, требование, угроза, давление группы, материальная выгода, ожидание благ в будущем и т. п. Они являются внешними по отношению к непосредственной цели обучения. В этом случае знания, умения и навыки являются лишь средством достижения других целей, которые являются основными, – это может быть карьера, какая-либо выгода, удовлетворение честолюбия, достижение личных или общественных успехов, избегание чего-либо неприятного. Учение в этих случаях для человека безразлично и носит вынужденный характер.
Интерес к знаниям, потребность в новой активной информации, стремление к повышению своего человеческого уровня как в профессиональном, так и в культурном плане, любознательность являются внутренними мотивами, в которых учение для человека является собственной целью [2, c. 217].
Развитие познавательного интереса включает в себя три основных этапа:
1) ситуативный познавательный интерес, который возникает в условиях неопределенности и новизны;
2) устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности;
3) включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Лучшим и самым эффективным средством активизации познавательной деятельности обучающихся признано обновление методов обучения и вовлечение самих обучающихся в экспериментальные формы обучения.
Познавательная мотивация проявляется не столько в виде личностных свойств, сколько в виде отражения условий деятельности. Это позволяет сформировать ее с помощью специально созданных для этого дидактических воздействий [1, c. 392].
Внешнюю и внутреннюю обусловленность познавательной мотивации показывает ее возникновение именно в проблемных ситуациях. Поэтому для развития более активной мотивации познавательной сферы необходимо в процессе обучения применять формы и методы активного обучения, реализуя их по принципу проблемного образования.
На базе МБОУ СОШ 75/62 было проведено исследование по выявлению связи между внутренней / внешней мотивацией и успешностью изучения иностранного языка (английского).
В ходе исследования у учащихся 7-х и 9-х классов была использована анкета для изучения степени и структуры мотивации изучения иностранного языка (для учащихся 7, 9 классов). Данная анкета состоит из 10 вопросов, предполагающих выбор 1 варианта ответа (да/нет). Первые 5 вопросов направлены на выявление внутренней мотивации, а вторая часть теста - на внешнюю мотивацию. За каждый положительный вариант ответа испытуемый получает 1 балл. В исследовании принимали участие учащиеся из 4 классов (60 испытуемых) по 15 человек (подгруппа): 7 «А», 7 «Б», 9 «А», 9 «Б». Из них мы выделили 3 группы детей: учащиеся с высокой успеваемостью (12 человек- 7 классы, 12 человек- 9 классы), обучающиеся со средней успеваемостью (8 человек- 7 классы и 13 человек- 9 классы) и со слабой(10 человек- 7 классы и 5 человек- 9 классы).

Таблица 1

Результаты изучения внутренней и внешней мотивации в группах учащихся 7 классов (в %)

 Исслед.шкалы
Группы

Внутренняя мотивация

Внешняя мотивация

I - Обучающиеся с высокой успеваемостью

36,4

63,6

II - Обучающиеся со средней успеваемостью

53,6

46,3

III - Обучающиеся с низкой успеваемостью

42,9

50,8



Рис. 1: Результаты изучения внутренней и внешней мотивации в группах учащихся 7 классов (в %)

Таблица 2.

Результаты изучения внутренней и внешней мотивации в группах учащихся 9 классов (в %)

 Исслед.шкалы
Группы

Внутренняя мотивация

Внешняя мотивация


I - Обучающиеся
с высокой успеваемостью

20,8

79,2

II-Обучающиеся со средней успеваемостью

37,7

62,3

III- Обучающиеся с низкой успеваемостью

43,7

56,3



Рис. 2: Результаты изучения внутренней и внешней мотивации в группах учащихся 9 классов (в %)
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в исследумых группах наибольший уровень внешней мотивации и в 7-х и 9-х кассах свойственен испытуемым из группы обучающихся с высокой успеваемостью. (63,6 и 79,2%). Таких учащиеся учатся ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родителей и учителей.
В группе со средней и низкой успеваемостью обучающихся уровень внешней мотивации выражен в гораздо меньшей степени (46,3%, 62,3% и 50,8%, 56,3% соответственно).
Наибольший уровень внутренней мотивации в исследумых группах выявлен у обучающихся со средней успеваемостью – 53,6% в 7 классах и обучающихся с низкой успеваемостью – 43,7% в 9 классах. Такие учащиеся, как известно, проявляется интерес к процессу и результату деятельности, стремление к саморазвитию. Наименьший уровень выявлен у обучающихся с высокой успеваемостью (36,4% и 20,8%). В группе обучающихся со средней успеваемостью уровень внутренней мотивации выявлен почти у половины респондентов (53,6% и 37,7%).

Список используемой литературы

1.       Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие / Е.П. Ильин; Сер, «Мастера психологии». СПб. и др.: Питер, 2002. - 508с.
2.       Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В.Г. Леонтьев. Новосибирск: Изд-во пед. университета, 2002.-261, 1.с.
3.       Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. №1.
2018