Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Тимофеева Е.М. Упражнения для отработки лексического материала на уроках английского языка в основной школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf


Целью изучения иностранного языка является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, которая рассматривается как способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Достижение эффективной коммуникации имеет первостепенное значение в процессе обучения. Успешной коммуникации можно добиться в том случае, если учащийся обладает достаточным лексическим запасом. Без овладения лексикой в необходимом объеме невозможно развитие таких речевых умений, как говорение, аудирование, чтение и письмо. Богатый словарный запас способствует наиболее полному пониманию текста и во многом способствует качественному усвоению учебного материала.
При обучении лексике на уроках иностранного языка целесообразным является следование нижеперечисленным принципам:
·          принцип коммуникативной направленности, который подразумевает обучение иностранному языку как средству социального взаимодействия;
·          дифференцированного и интегрированного обучения;
·          сознательности;
·          наглядности.
Расширению словарного запаса и развитию лексических навыков на уроке способствуют тщательно отобранные упражнения. Как известно, обучение лексике состоит из трех этапов: ознакомление, первичное закрепление, развитие умения использования лексических навыков в различных видах речевой деятельности. Во время первого этапа учитель знакомит учащихся с новыми лексическими единицами, а именно с их графическим образом и звуковой стороной слова. На втором этапе выполняются упражнения, направленные на первичную отработку лексики. На третьем этапе изученная лексика отрабатывается в процессе развития умения чтения, говорения, аудирования или письма.
В данной статье представлены несколько упражнений, которые можно использовать для совершенствования лексических навыков.
Достаточно эффективным и интересным заданием является упражнение на сравнение. Учащимся необходимо закончить предложение, подобрав существительное, которое бы описало его эмоциональное или физическое состояние, например: When I'm happy, I’m like a bird. When I’m angry, I’m like a tiger. Вместо существительного можно опустить прилагательное. Также в данном упражнении можно использовать сравнительную конструкцию as … as, например: as busy as a bee, аs still as a mouse, as noisy as a train. Данное упражнение способствует реализации принципа интегрированного обучения: мы не только отрабатываем использование лексики, но и способствуем усвоению грамматической конструкции as … as.
Следующее задание связано с поэзией. Учащимся необходимо составить клерихью (clerihew poem). Клерихью – это английское четырехстишие, которое имеет следующую структуру:
·          первая строка должна заканчиваться именем человека;
·          вторая строка должна рифмоваться с первой;
·          третья и четвертая строки должны рифмоваться между собой.
Например:
Our art teacher Mr. Shaw
Really knows how to draw.
But his awful paintings
Have caused many faintings.
Особую трудность в английском языке представляют омофоны. Омофоны – это слова, которые звучат одинаково, но имеют различные графические формы, например: seen – scene, wood – would, beet - beat. Упражнения на выбор подходящей лексической единицы в предложении помогут понять смысловые различия омофонов: The herd of deer / dear drank water from the river. John new / knew that he had no choice. His girlfriend dyed / died her hair red. What are you looking for / four?
Полезным упражнением является “Корректор” – когда учащимся необходимо исправить орфографические ошибки в тексте или предложении.
Особое внимание следует уделить изучению синонимов, использование которых зависит от контекста. В таких случаях помогут упражнения на выбор подходящей лексической единицы. There is a big empty / blank room downstairs. The soldier screamed in pain / ache. James made an appointment / a meeting with a doctor. We need to take / to grab a taxi to get to the city centre. We need to come / to go to a decision. Please, take / get a seat. She often makes / does mistakes in dictation.
Также эффективными являются упражнения, в которых учащимся дается список слов, например: perfect, touching, silly, boring, irritating, moving, flawless, annoying, uninteresting, stupid. Ученики, свою очередь, должны подобрать синонимичные пары: perfect – flawless, touching – moving, silly – stupid, boring – uninteresting, irritating – annoying.
Такое же задание можно использовать и для отработки антонимов: dark, calm, talented, beautiful, dangerous, light, gifted, nervous, unattractive, safe. Dark – light, calm – nervous, talented – gifted, beautiful – unattractive, dangerous – safe.
Следующее задание на отработку лексики называется “Цепочка слов”. Учитель произносит любое словосочетание, например: an exciting film. Затем учитель просит одного из учеников заменить существительное в данном словосочетании, например: an exciting match. Следующий ученик должен заменить прилагательное в новом словосочетании: an unforgettable match. Учащийся, который не смог подобрать слово выбывает. Задание продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
После изучения определенной темы, учитель может дать учащимся список дефиниций, а учащиеся должны догадаться, о чем идет речь. Следующий пример связан с темой “Health and sport”: It’s a large room with equipment for exercising the body and increasing strength (gym). It’s an eating plan in which someone eats less food, or only particular types of food (diet). The activity of running at a slow, regular speed, especially as a form of exercise (jogging).
Эффективным упражнением является выбор лишнего слова из списка, например: forest, tree, nature, meadow, building.
Овладение лексикой является важной частью изучения иностранного языка. Владение лексикой лежит в основе всех видов речевой деятельности. Поэтому для учителя важно использовать наиболее эффективные методы, приемы, находить подходящие упражнения для совершенствования лексических навыков. Только в результате постоянной отработки изученного материала можно достигнуть необходимого уровня владения иностранным языком.

Библиографический список

1.       Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 638 с.
2.       Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 2000. 264 с.
3.       Болтнева О.Ю. Организация работы c лексикой на уроках английского языка в основной школе [Электронный ресурс]. URL: https://edu.1sept.ru /ED-01-012/160815?lesson=learningList19981 (дата обращения: 26.03.2019).
4.       Cambridge Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения: 27.01 2020).
5.       How to write a clerihew [Электронный ресурс]. URL: https://www.poetry4kids.com/lessons/how-to-write-a-clerihew/ (дата обращения: 24.01.2020).
2020